Новый железнодорожный мост (серб. Novi železnički most) — железнодорожный вантовый мост через реку Саву в Белграде. Расположен между железнодорожными станциями «Нови Београд» и «Прокоп». Первый вантовый железнодорожный мост в мире.
Строительство
Проект моста разработали академик Никола Хайдин (Nikola Hajdin ) и инженер Любомир Евтович (Ljubomir Jevtovic). Заказчиком строительства моста выступила Дирекция по строительству Белградского железнодорожного комплекса (Direkcija za izgradnju Beogradskog zeleznickog cvora), главным подрядчиком являлась сербская компания GP «Mostogradnja». Строительство моста началось в 1974 году. Мост был открыт для движения в 1979 году.
Общая длина моста составляет 1928 м. Мост состоит из русловой вантовой части и подходов к мосту со стороны левого и правого берега, выполненных в виде неразрезных преднапряженных железобетонных балок. Левобережная часть имеет длину 791,36 м, правобережная - 578,76 м.
Схема разбивки на пролеты центральной части моста – 52.74 + 85.00 + 50.00 + 254.00 + 50.00 + 64.20 = 555.94 м. Ширина моста составляет 14,5 м. Возвышение низа конструкции моста над расчетным судоходным уровнем — 16,0 м. Мост предназначен под двухпутное железнодорожное движение. Также предусмотрены тротуары шириной 1 м с каждой стороны моста.
Балка жесткости состоит из двух раздельных коробок, объединенных с помощью ортотропной плиты балластного корыта и сквозных поперечных диафрагм. Мостовое полотно с ездой на балласте было выбрано с целью увеличения постоянной нагрузки, что для мостов под железную дорогу имеет большое значение, так как при этом уменьшаются прогибы системы от временной нагрузки. Каждая коробка балки жесткости имеет размеры 3,2 х 4,43 м. Горизонтальные и вертикальные листы коробки усилены против потери устойчивости продольными внутренними ребрами жесткости. Через каждые 15 м в коробках даны поперечные связи, к поперечным ребрам ортотропной плиты здесь добавляются сквозные фермы, образующие вместе с поперечными связями внутри коробок жесткие поперечные диафрагмы. Толщина листов коробок от 12 до 50 мм. Оттяжки пролетного строения заанкерены в береговые неразрезные пролетные строения посредством специальных анкерных элементов.
Канаты вант моста из параллельных проволок диаметром 7 мм в количестве 240—290 заключены в полиэтиленовые трубки диаметром 180 мм при толщине их до 12 мм. Этот тип вант применялся в строительстве вантовых мостов впервые и затем стал преобладающим при проектировании вантовых мостов во всем мире.
Пилоны моста сооружены из стали. Стойки пилонов заделаны в балку жесткости. Продолжением стоек служат стальные столбы, на которые балка опирается через неопреновые опорные части. Высота пилона над балкой жесткости 52,5 м. Каждая стойка представляет собой стальную коробку. В поперечной к оси моста плоскости ширина её сечения постоянна — 1940 мм, а в продольной плоскости высота уменьшается снизу вверх с 3100 до 2550 мм.
Стальные листы, образующие коробку, имеют толщину от 20 до 50 мм и усилены тавровыми ребрами жесткости. Через каждые 5 м поставлены поперечные диафрагмы. Монтажные элементы стоек длиной до 19,5 м соединены между собой на сварке, кроме ребер жесткости, которые состыкованы на высокопрочных болтах. В верхней части на уровне между точками присоединения вант к пилону ноги соединены портальной распоркой коробчатого сечения размерами 2,02 х 1,2 м, чем увеличена устойчивость стоек в поперечной плоскости.
Основание пилонов моста – кессоны. Остальные промежуточные опоры опираются на свайное основание, состоящее из свай диаметром 1,5 м и длиной около 17 м.
По заказу Городского правительства Белграда сербская компания «Svetlost teatar» спроектировала и установила на мосту художественную подсветку
Читайте: |
---|
Магдебургский водный мостЗачем вообще строят мосты? А Вы видели когда-нибудь мост для судов – водяной мост. Ранее, когда моста еще не было, судам доводилось делать... |
Использование домашней аппаратной косметологииКаждая девушка желает иметь прекрасный внешний вид, однако, далеко не всегда можно найти время и средства на посещение салонов красоты. В св... |
Мост ЛупуШанхай — это своеобразный локомотив динамичного экономического развития Китая. Особенно наглядно об этом свидетельствуют районы города, ра... |
Мост имени Шандора ПетёфиВ начале ХХ века, в связи с интенсивным развитием Будапешта, встала необходимость строительства очередного моста через Дунай. Руководство ... |
Мост Рио-Антирио: самый длинный из подвесных мостовГреческий мост соединяет сразу два города – Антирио и Рио, его длина составляет две тысячи восемьсот восемьдесят два метра. Официальное на... |