Мост королевы Луизы

Мосты России - Мосты Калининграда и области

мост королевы луизы

Мост королевы Луизы (нем. Königin-Luise-Brücke, лит. Karalienės Luizos tiltas ) — пограничный автомобильный мост через реку Неман, соединяющий Советск (Калининградская область Российской Федерации) и Панемуне (Литва). Мост назван в честь королевы Пруссии Луизы.

Портал моста, напоминающий триумфальную арку, изображён на гербе Советска и является символом города.

История

в 1904 году началось строительство нового моста длиною 416 метров — моста Королевы Луизы. Ширина реки в этом месте достигала 220 метров. Мост опирался на два быка и взлётом трёх своих арок стал гордостью города.

Мост королевы Луизы был торжественно открыт 18 октября 1907 года. На открытии моста, которое было приурочено к 100-летию заключения Тильзитского мира, присутствовал принц Фридрих Вильгельм Прусский с супругой. В память об открытии моста в Тильзите была отчеканена медаль. Въезды на мост были украшены порталами. Сооружение обошлось налогоплательщикам в 2 миллиона марок.

Монументальное творение осуществлено по проекту строительного советника Керсье и фирмой «Бойхельд и Ко» из Грюнберга (Силезия). Со стороны города (с южной стороны) на второй речной опоре моста воздвигается портал из песчаника с двумя башенками в стиле барокко, образующими единый архитектурный ансамбль с формами Орденской кирхи. Проект портала выполнялся правительственным советником Фюрстенау. Южный портал (с нынешней российской стороны) был украшен барельефом с изображением королевы Луизы работы скульптора Стефана Вальтера во Фритенау и отлит в бронзе «Мартином и Пильтцингом» в Берлине. Эта же фирма отливала буквы для слов на фронтоне арки моста: «Мост королевы Луизы», северный (нынешняя литовская сторона, не сохранился) — гербом Восточной Пруссии. Южный портал (не сохранился)был металлическим и украшен гербом Восточной Пруссии. Барельеф на южном портале представлял собою картуш, имеющий 3,6 м ширины и 4 м высоты, в центре которого изображение королевы Луизы, увенчанной королевской короной, в окружении двух купидонов с цветочными венками. Вершину арки моста украшали декоративные вазы — их было шесть (сохранилось только две). Над пешеходными проходами по 1,5 м шириной размещены два барельефа, олицетворяющие движение по воде и по суше. Мостовой портал и машинные домики изготавливались в мастерской придворного мастера — каменотёса Карла Шилинга в Темпелине. Для их изготовления использовали влагостойкий желтоватый песчаник из каменоломен в Воншельбурге, у подножия Хойшена, не требующий покраски и штукатурки.

После Первой мировой войны мост стал пограничным, на нём был устроен контрольно-пропускной пункт и таможня. Первый «пограничный» период в истории моста продлился до 1939 года, когда Мемельский край вошёл в состав Германии.

С 1 мая 1914 года по 1944 год по мосту ходил электрический трамвай. После войны тильзитская трамвайная сеть не восстанавливалась.

22 октября 1944 года инженерные части вермахта взорвали мост, чтобы задержать продвижение советской армии. Были уничтожены пролёты моста и северный портал.

Мост был восстановлен в 1947 году. Поначалу пролёты были деревянными, в 1965 году их заменили железобетонными. С сохранившегося южного портала моста сняли барельеф, изображающий королеву Луизу, и в 1964 году заменили его на герб Советского Союза. Также изменили обозначенную на портале дату: 1907 год заменили на 1947. С портала убрали немецкую надпись Königin Luise Brücke.

Машинные домики утратили свои островерхие черепичные крыши, а ручной механизм подъема откидного пролета исправен и по сей день. К весне 1965 г деревянный мост прекратил свое существование. Современный мост построен в период с 1965 по 1966 годы.

После распада СССР мост стал пограничным.

В девяностых годах были предприняты первые попытки реставрации моста. 6 марта 1995 года с портала сняли герб СССР, на этом работы и завершились. Широкомасштабная реставрация портала была проведена в 2002—2003 годах. В ходе этих работ были восстановлены все утраченные детали портала: вернув на своё историческое место барельеф Королевы Луизы, бронзовые вазы и прочие архитектурные элементы главной арки моста. Были также отреставрированы домики для технического оборудования моста, сам мост был оборудован подсветкой.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Самые красивые мосты мира

Необычные мосты:

News image

Новый концепт от дизайнеров - природный мост

Ежегодно в мире открывается множество новых мостов, которые поражают не только своей красотой, но и оригинальным дизайном. Но в основном эти...

News image

Мост Саншайн скайуэй

Протянувшийся на 8 км в устье залива Тампа мост Сан-шайн Скайуэй — один из самых длинных в мире. Его секции над землей и мелководьем ничем...

News image

Природные мосты для диких животных

На протяжении многих лет люди постоянно нарушали природное равновесие, но если раньше это было не так заметно, то с развитием прогресса у лю...

Самые красивые мосты:

News image

Мост Рио-Антирио: самый длинный из подвесных мостов

Греческий мост соединяет сразу два города – Антирио и Рио, его длина составляет две тысячи восемьсот восемьдесят два метра. Официальное на...

News image

Мост дружбы

Катарская компания «Ад-Дияр» и французская «Vinci» возведут эстакаду длиной около 40 км. между Катаром и Бахрейном. Строительство моста ст...

Мосты Европы:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Мосты России:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Мосты Америки:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image