Мосты России - Мосты Санкт-Петербурга
Являясь третьим по ширине мостом Санкт-Петербурга, а так же одним из старейших подобных сооружений города, Казанский мост на канале Грибоедова располагается в створе Невского проспекта. Это сооружение уже Синего моста лишь на 2,2 метра, а Невский проспект, на трассе которого он расположен, и вовсе значительно уступает ему в габаритах. На сегодняшний день ширина Казанского моста равна 95 метрам. Однако дорога к таким размерам и формам, гармонирующим с набережными канала Грибоедова и Казанским собором, и создающим строгий, монументальный вид строения, была долга, и в свое время затребовала не мало усилий и нескольких перестроек.
А начиналось все в 1739 году, когда был издан указ об осушении болота от реки Мойки до места пересечения Глухого протока и речки Кривуши, ради чего и был прорыт Конюшенный канал, составляющий теперь верхнюю часть канала Грибоедова. Участки Глухого протока и Кривуши, до места их слияния, были засыпаны, а через Конюшенный канал, по оси Невской першпективы, был выстроен деревянный мосток, весьма невзрачного вида. К слову сказать, подобных, наспех сделанных переправ, в то время в Петербурге было очень много.
Свое название мост получил по Казанскому собору, расположенному поблизости. Однако ранее, когда собор еще не был построен, на месте современного сквера перед Казанским собором, существовала церковь Рождества Богородицы, из-за чего мост первоначально именовался Рождественским. Как и другие, многочисленные деревянные мосты города, мостик через Конюшенный канал неоднократно капитально ремонтировался и перестраивался, и прослужил, таким образом, до 1766 года. Затем деревянный мост, видимо отжив свой век, уступил место новому каменному однопролетному арочному мосту, который имел облицованные гранитными блоками фасадные плоскости. По своей ширине этот мост был довольно уже Невского проспекта, а его арка была сделана несколько возвышенной, отчего въезды на мост обладали большими продольными уклонами, и тротуары моста соединялись с набережными канала забежными ступенями. Гранитные тумбы, между которыми имелись чугунные секции с рисунком, подобным узору чугунных перил Екатерининского (Грибоедова) канала, составляли ограждение данного строения. Строительство моста шло параллельно с возведением каменных набережных канала, под надзором и руководством военных инженеров В. Назимова и И.М. Голенищева-Кутузова - отца будущего великого полководца.
Новый каменный Казанский мост простоял почти сорок лет, что в принципе, является непродолжительным сроком службы для подобных каменных сооружений, и уж тем более - не предельным. Однако, резко изменившаяся планировочная ситуация района, в котором располагался этот мост, вызвала необходимость его скорейшей перестройки. Дело в том, что к началу 19 столетия, Невский проспект оказался с обеих сторон застроенным зданиями повышенной этажности, с множеством магазинов, банков, и других, не мало важных общественных учреждений. Более того, Невский проспект стал одной из главных городских магистралей, на которой движение пешеходов и транспорта приобрело повышенно-интенсивный характер. Все это привело к тому, что узкие мосты стали просто не справляться с таким бешеным темпом движения, и всячески его тормозить. Нужность перестройки Казанского моста, стала очевидна еще и потому, что сооружение оказалось в непосредственной близости от строительства уникального архитектурного произведения того времени - Казанского собора.
Постройкой нового Казанского моста на Невском проспекте через канал Грибоедова занялся Комитет для построения казарм на Петербургской стороне. Авторство проекта, по которому и был сооружен мост, остается не выясненным. Ширина проезжей части вновь выстроенного сооружения, который и стал современным Казанским мостом, составила 90,6 метра, ширина его тротуар – 2,1 и 2,5 метра, длина стала равна 17,5 метра. Как и прежде, он был сделан однопролетным, арочным, с вдающимися глубоко в воду береговыми устоями. Свод моста, выложенный из кирпичей, облицевали гранитными блоками. Наружная арка сделана в виде параболической кривой без замковых камней. Гранитные глухие парапеты отделены от пролетного строения полуовальной карнизной тягой. Фасады моста решены в довольно простом и одновременно в строгом, монументальном виде. На их плоскостях вы не найдете ничего лишнего или вычурного. Сила их впечатляющего воздействия на зрителей заключается в благородной глади стен, гармоничности пропорций и удачном очертании арочного отверстия, обрамленного невысокими гранитными клиньями. Примечательно, что в облике моста удивительным образом сочетаются архитектурная красота с его конструктивным совершенством – четкая и относительно простая конструкция пролетного строения, выполненная в строгом, архитектурно-классическом варианте. Кроме того, архитектура моста ни в коей мере не вступает в противоречие со сложившимся характерным обликом Невского проспекта, что тоже не мало важно. Хочется добавить, что при создании этого строения автор проекта достиг оптимального решения весьма скромными средствами, найдя тот самый, удачно вписавшегося в сложившуюся среду, облик моста. Он смог создать мост, отличающийся простотой внешних форм, красотой очертаний, стилистической чистотой и строгостью силуэта.Необходимо отметить, что большая часть каменных мостов Петербурга, перекинутых через его малые реки и каналы, не сохранились до нашего времени в первоначальном своем облике. Происходило это, в основном потому, что, прослужив некоторый срок, техническое состояние их становилось настолько угрожающим безопасности движения, что требовался немедленный капитальный ремонт или реконструкция. Известен тот факт, что спустя тридцать лет после постройки Казанского моста, в 1835 году, был составлен проект его реконструкции, однако документы, говорящие о его существовании, не обнаружены.
В 1880 году проезжая часть моста получила рельсы конно-железной дороги, а тротуары приобрели гранитные плиты. В 1912 году было произведено обследование технического состояния Казанского моста, в ходе которого было установлено, что кирпичный свод, который не был чем-либо изолирован, стал разрушаться. Инженер К. В. Ефимьев, проводивший осмотр, предположил, что свод может полностью разрушиться, если его вовремя не покрыть водоизоляционным ковром. Лишь в 1934 году кирпичный свод моста был торкретирован, что позволило Казанскому мосту, построенному еще в 1805 году, сохраниться до наших дней в том виде, в котором он и был возведен.
На сегодняшний день, Казанский мост, охраняющийся государством как ценный исторический и архитектурный памятник, является излюбленным местом паломничества туристов. По обеим сторонам моста имеются спуски к воде, где отправляются на речные прогулки маленькие экскурсионные катера, а на самом мосту организуются автобусные экскурсии по Петербургу и его пригородам.
Читайте: |
---|
Мост ГантерПо мнению многих современных архитекторов и инженеров, «форма должна следовать за функцией»; именно этим оправдывается появление сооружени... |
Самые необычные в мире мостыНеобъяснимо, но такие огромные и разнообразные по своему строению сооружения, как мосты, вызывают у людей интерес и восхищение. Даже, когда ... |
Природные мосты для диких животныхНа протяжении многих лет люди постоянно нарушали природное равновесие, но если раньше это было не так заметно, то с развитием прогресса у лю... |
Карлов Мост, ПрагаКарлов Мост – это каменный мост в готическом стиле, который соединяет районы Праги - Старый Город и Мала Страна. Его фактически называли К... |
Бруклинский Мост, Нью-ЙоркБруклинский Мост, один из самых старых висячих мостов в Соединенных Штатах, протягивается на 5 989 футов (1825 м.) по Ист-Ривер, соединяя ... |