Мосты России - Мосты Санкт-Петербурга
Расположенный между Никольской площадью и Никольским переулком, Ново-Никольский мост пересекает собой канал Грибоедова. Нужно отметить, что, не смотря на то, что этот мост находится в непосредственной близости от одного из красивейших соборов Петербурга, сам по себе он представляет образец примитивно-экономного подхода к строительству подобного рода сооружений. Скудный на убранство выстроенный мост, совсем не вписался в архитектурное окружение канала, богатое замечательными памятниками 18 века. Однако даже это обстоятельство не помешало Ново-Никольскому мосту попасть на страницы произведений русских классиков. Так, например, Ф. М. Достоевский увековечил это сооружение, поселив у Ново-Никольского моста Мечтателя - героя своей повести Белые ночи .
Свое название Ново-Никольский мост берет от упомянутого выше Никольского Морского собора, построенного в 1753-1756 годах по проекту архитектора С.И.Чевакинского, в центре обширного плаца Морского полкового двора . Первая переправа здесь была сооружена в 1835—1837 годах, по проекту инженера Завадовского, и являлась типовым однопролетным чугунным арочным тюбинговым мостом, с опорами, облицованными гранитом. Из истории известно, что практически накануне своего открытия, 8 октября 1837 года, Ново-Никольский мост, под влиянием быстро протекающих деформаций береговых устоев от действия касательных усилий, внезапно обрушился. Произошло это в присутствии многочисленных зрителей. Созданная для расследования этого происшествия специальная комиссия, выявила присутствие целого ряда просчётов в проекте моста. После такого вывода, по распоряжению императора Николая I, автор проекта инженер Завадовский был заключён под домашний арест, после чего арест был наложен и на недвижимое имущество автора проекта, а так же было произведено взыскание определенной части денежных средств из его жалования. На месте же непригодного к эксплуатации мостового сооружения, государь повелел построить новый мост, что и было сделано по прошествии некоторого времени, в 1841 году. Пролетное строение рухнувшего моста заменили арочным, из котельного железа с соединениями на заклепках. Верхнюю часть сооружения выполнили из деревянных поперечных брусьев и настила. Опоры выложили из бута и облицевали гранитом. Длина этого строения, ставшего первым мостом через Екатерининский (Грибоедова) канал, насчитывала 17 метров, а его ширина – 15 метров. Проект конструктивной части моста был разработан директором Александровского чугунолитейного завода в Петербурге М. Е. Кларком. Строительство осуществлялось под чутким наблюдением инженера Е. А. Адама и архитектора К. И. Росси, по эскизам которого было выполнено декоративное оформление Ново-Никольского моста, состоящее из красивой чугунной ограды и фонарей.
В 1880 году этот мост подвергся перестройке, вследствие которой он превратился в трехпролетное мостовое строение с деревянными речными опорами. В таком виде Ново-Никольский мост простоял более полувека. А в 1934 году он был вновь перестроен, после чего стал однопролетным, со сплошным железобетонным сводом и железобетонными парапетами. Опоры моста, как и прежде, облицевали гранитом. Авторами проекта этой реконструкции стали инженеры М. И. Жданов, А. В. Козлова и архитектор И. Г. Капцюг. Консультировал проводимые реконструкционные работы профессор Г. П. Передерий. Длина современного Ново-Никольского моста составила 30,2 метра, а ширина – 22,2 метра.
В 1981 году на этом мостовом строении были произведены очередные реставрационные работы, в процессе которых Ново-Никольский мост взамен своего парапета получил металлическую решетку.
Читайте: |
---|
Мост Миллениум (Гейтсхед)Мост Тысячелетия (англ. Gateshead Millennium Bridge) — мост в Гейтсхеде (Северная Англия), пересекающий реку Тайн; первый в мире наклоняем... |
Мост ЛупуШанхай — это своеобразный локомотив динамичного экономического развития Китая. Особенно наглядно об этом свидетельствуют районы города, ра... |
Новый концепт от дизайнеров - природный мостЕжегодно в мире открывается множество новых мостов, которые поражают не только своей красотой, но и оригинальным дизайном. Но в основном эти... |
Мост Арпад в БудапештеВ начале ХХ в. бурное развите промышленности в Будапеште потребовало очередной переправы через Дунай. Ещё в 1908 г. был принят закон о стр... |
Четвертый мост Гранд КаналаЧетвертый мост через Большой канал в Венеции, еще восемь лет назад спроектированный прославленным испанцем Сантъяго Калатравой, планируют ... |