Мосты России - Мосты Санкт-Петербурга
Старо-Калинкин мост – трехпролетное каменное сооружение, расположенное по оси Старо-Петергофского проспекта, пришло на смену старой деревянной многопролетной переправе, перекинутой через оба рукава реки Фонтанки. Названный так по имени располагавшейся неподалеку Калинкиной деревни, этот мост был выстроен в период с 1786 по 1788 годы по типовому проекту, и практически ничем не отличается от остальных своих башенных собратьев-мостов через Фонтанку. Крайние своды моста, выполненные из камня, как и у других мостов, облицованы гранитными блоками и очерчены коробовыми кривыми. Аналогичные подобным строениям черты, проявлялись и в самом силуэте моста: средние речные опоры были с профилированными ледорезами треугольной формы; разводной пролет, выполненный из дерева, состоял из двух полотен, раскрывающихся примитивным цепным механизмом; перильные ограждения, сделанные из металлических секций между гранитными тумбами, повторяли узор набережных Фонтанки; над речными опорами возвышались открытые гранитные башни классических пропорций, увенчанные куполами.
Интересно, что современник Старо-Калинкина моста – художник К. Ф. Кнаппе, запечатлел его облик в своем произведении, и сегодня, каждый желающий, может взглянуть на этот шедевр, придя в Государственный Эрмитаж. Благодаря этой картине историкам удалось не только точно установить дату сооружения Старо-Калинкина моста, но и выявить тот факт, что тротуары были отделены от проезжей части гранитными барьерами, а с четырех сторон у въездов на мост имелись гранитные обелиски с подвешенными к ним фонарями. Кроме того, стало очевидно, что к парапетам открылков сооружения были прижаты гранитные скамьи.
Продолжительность срока эксплуатации подъемного пролета Старо-Калинкина моста остается неизвестной. В истории Петербурга лишь значится, что в проекте прокладки газовых труб по этому мосту, рассмотренного Комиссией проектов и смет ГУПС и ПЗ 4 апреля 1839 года, средний пролет изображался постоянным, подкосной системы. В таком же виде данный мост описан и в инвентарном списке 1880 года. Известно, что на протяжении практически 105 лет, вплоть до полной перестройки, Старо-Калинкин мост служил переправой, сохраняя при этом все свои части и детали. Лишь после последней реконструкции, произведенной в связи с прокладкой по мосту трамвайных путей, прежние его пропорции изменились, поскольку мост был расширен. Кроме того, в тот период времени, Старо-Калинкин мост утратил и некоторые части своего декора. Дело в том, что весьма смелый проект реконструкции моста, разработанный архитектором М. И. Рылло в 1889 году, предусматривал снос башен. Остальные элементы художественного оформления моста так же должны были быть ликвидированными, и им на замену предполагались фонари на металлических стойках, типичные для освещения улиц второстепенного значения. Кроме того, средний деревянный пролет сооружения должен быть заменен кирпичным сводом, а тротуары вынесены на металлические консоли за габаритами моста. Таким образом, внешний облик моста значительно изменялся, причем не в лучшую сторону. Такие перемены, отраженные в проекте Рылло, который, кстати, уже был утвержден Городской управой в октябре 1889 года, привели к резким протестам архитектурной общественности Петербурга и гневным публичным выступлениям. Под этим натиском, Комитету по переустройству мостов, зачастую не щадившему мосты даже с уникальными художественными качествами, пришлось отказаться от своих намерений. Из-за этого архитектору Рылло пришлось составить другой проект перестройки моста, по которому башни сохранялись, но всех остальных характерных элементов декора, таких как ограждение тротуаров, гранитные скамейки на фигурных кронштейнах, обелиски с фонарями – всего этого мост лишался. Новый проект был снова утвержден Городской управой в июне 1890 года, и по нему в 1892 - 1893 годы и производилась перестройка Старо-Калинкина моста, этапы которой освящались журналом “Неделя строителя”.
В ходе реконструкции устои и быки моста были разобраны, а затем вновь восстановлены. Арки боковых пролетов переложили в прежнем виде, а центральный пролет, имевший деревянную ферму, теперь перекрывался пологой циркульной аркой. Гранитные башни на быках были воссозданы. Ширина мостового сооружения была оставлена прежней, и увеличилась несколько позже в 1907 году, при перестройке пролетных строений.
В 1965 году по инициативе Ленмосттреста был поднят вопрос о возвращении Старо-Калинкину мосту первозданного, исторического облика. Эта идея была поддержана Государственной инспекцией по охране памятников, вследствие чего, реставрационным мастерским был передан заказ на ее осуществление. При реставрационных работах детали прежнего декора моста были воспроизведены, благодаря чему облик моста приобрел почти такой же вид, который можно увидеть в проектных материалах 40-х годов 19 века и художественных изображениях его современников. Добиться такой точности реставраторам позволило проведенное историческое исследование архивных материалов и исторических справок. И, хотя в сущности воспроизведено было лишь несколько надмостных частей, это коренным образом изменило весь облик моста. Вдоль него вновь потянулись гранитные барьеры, отделяющие проезжую часть от тротуар. Расположены они вплотную друг к другу и заканчиваются у въездов на мост фигурными торцами, впереди которых круглые гранитные столбики, предназначенные оберегать их от повреждений. Гранитные скамьи, как и прежде, прижаты к открылкам моста и повторяют их фигуры. Около открылков красуются гранитные круглые обелиски с фонарями.
Следует отметить, что благодаря обретению некогда утраченных элементов декора, Старо-Калинкин мост обрел свое прежнее очарование и красоту. Архитектура этого старейшего сооружения, охраняемого государством, вновь приобрела свою оригинальность, и, не утратив ни строгости, ни стилистической образности, получила изящные черты в той мере, в которой это позволяет сделать гранит.
Читайте: |
---|
Природные мосты для диких животныхНа протяжении многих лет люди постоянно нарушали природное равновесие, но если раньше это было не так заметно, то с развитием прогресса у лю... |
Мост ЗакимВ ходе решения сложных инженерных задач нередко рождаются настоящие шедевры архитектуры. Так было и в случае с заменой двухуровневого мост... |
Уникальные мосты мираВ мире немало узнаваемых сооружений, среди которых есть уникальные мосты. Данное инженерное изобретение упрощает нашу жизнь, к тому же симво... |
Мост Ататюрка, СтамбулБосфорский Мост, также называемый Первым Босфорским Мостом (турецкий язык: Bogazici Koprusu или 1. Bogazici Koprusu), мост в Стамбуле, Тур... |
Мост Понте-ВеккьоВ принципе, великому герцогу было бы все равно, чем там торгуют на мосту, да только над левой стороной этого моста проходил коридор Вазари... |