Зелёный мост

Мосты Европы - Мосты Вильнюса

зелёный мост

Зелёный мост (лит. Žaliasis tiltas) — один из важнейших мостов в Вильнюсе через реку Вилию (Нерис); соединяет улицу Вильняус (Vilniaus gatvė; в советское время улица Л. Гирос) с улицей Калварию (Kalvarijų gatvė; в советское время улица Дзержинского).

Сооружённый в этом месте мост неоднократно разрушался и заново отстраивался. Нынешний мост был построен после Второй мировой войны и стал одним из первых и самых важных мостов города, восстановленных после войны. Единственный в Вильнюсе и один из немногих мостов в Литве, украшенный скульптурами.

История

Первые недолговечные мосты на реке Вилии сооружались ближе к нынешнему устью Вильни, там, где образовывались отмели, приблизительно в том месте, где сейчас мост короля Миндаугаса. Письменные источники упоминают мост через Вилию, первоначально деревянный, в уже в конце XIV века.

В 1529 году король польский и великий князь литовский Сигизмунд Старый поручил канцлеру Альберту Гоштовту построить каменный мост, однако этот замысел не был осуществлён. В 1536 году Сигизмунд Старый привилегию на строительство моста у дороги на Вилькомир (Укмярге) и взимание платы за проезд, в возмещение расходов по возведению, выдал виленского городничему Ульриху Гозиусу. Сооружение моста было завершено его сыном. Мост был деревянным на каменных опорах, на его концах стояли каменные ворота с жилищем на втором этаже для стражников и мытников. Мост был крытым; у его концов были построены торговые лавки. За переезд по мосту взималась значительная плата. В 1545 году мост был передан в ведение виленского магистрата. В начале XVII века мост, по описанию Алессандро Гваньини, был каменным и сверху крытым. После пожара 1655 года мост долго не отстраивали.

Новый мост был построен только в 1674 году. Построенный Фиком по проекту архитектора полковника Джамбаттиста Фредиани мост был деревянным, с арками. При весенних паводках ему наносился ущерб, отчего мост приходилось часто чинить. В 1759 или 1766 году мост был выкрашен в зелёный цвет; с тех пор он носил своё название. Для охраны моста по его концам были построены каменные ворота.

В 1789 году проект нового моста разработал Лауринас Гуцявичюс. Однако к постройке был принят проект Маураха. Работами руководил Мартин Кнакфус. Новый мост сгорел в 1791 году и был восстановлен только около 1805 года. Восстановленный мост изображён на акварели Юзефа Пешки (1808). При нашествии Наполеона в 1812 году мост был сожжён отступающими русскими частями. Его отстроили в 1827—1829 годах (позднее реставрировался в 1848 году); в отсутствие моста переправа осуществлялась посредством парома.

Восстановленный мост был четырехпролетным деревянным арочным на каменных опорах. Для защиты промужуточных опор от ледохода были устроены деревянные ледорезы. За время эксплуатации моста было произведено несколько ремонтов без изменения конструкции.

В 1893—1894 годах (в некоторых источниках ошибочно указывается 1896 год) по проекту и под наблюдением профессора Н. А. Белелюбского мост был перестроен. Мост стал однопролетным с пролетным строением в виде металлической фермы двухраскосного типа с ездой понизу длиной 85 метров. По традиции он был выкрашен в зелёный цвет.

Журнал «Неделя строителя» в 1894 году писал, что «общий вид моста производит весьма благоприятное впечатление».

Мост был взорван отступавшими немцами в 1944 году.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Самые красивые мосты мира

Необычные мосты:

News image

Мост над горным ущельем

Мост Нью-Ривер над глубоким ущельем в холмистом районе Западной Вирджинии — настоящий шедевр инженерного искусства. На момент завершения с...

News image

Водные мосты для больших кораблей и маленьких лодок

Когда-то очень давно люди освоили технологию строительства мостов, но вначале это были примитивные мосты из дерева, но и они с годами соверш...

News image

Виадук Милло

Состоявшееся в декабре 2004 г. открытие виадука Милло стало торжественным событием международного значения. Это сооружение сразу назвали ш...

Самые красивые мосты:

News image

Сиднейский мост

Если говорить о ширине, нельзя не упомянуть мост в гавани Сиднея. Чтобы его перейти поперек, придется преодолеть сорок восемь метров. Если...

News image

Ататюркский мост

Закладка моста через пролив Босфор или Ататюрскоого моста была запланирована еще 1950 году, осуществлена же она была через 20 лет – 20 фев...

Мосты Европы:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Мосты России:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Мосты Америки:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image