Зеленый мост в Вильнюсе

Мосты Европы - Мосты Вильнюса

зеленый мост в вильнюсе

В панораму Вильнюса, пересекаемую Вилией (Нярис) и Вильней (Вилейкой), накрепко вросся самый старый в городе Зелёный мост, соединяющий улицы Вильняус и Калварию. Велико значение моста в жизни столицы. Это доказало и прошлое, когда его разрушали войны, пожары и половодья, и настоящее, когда проводятся его реконструкции или ремонт.

Мост через Вилию, по всей вероятности, деревянный существовал с незапамятных времён. Стоял он ближе к замку, несколько ниже места впадения Вильни в Вилию (перед зданием библиотеки Академии наук). Одна из улиц, ведущих к мосту, в древнейших документах носит название Мостовой (Тилто). Кроме того, в актах капитульного архива начала XVIII века упоминается о старинной литовской дороге, которая вела из замка к улице и мосту через Вилию, ”стародавнему, бывшему во время оно, при великих князьях”. Нынешний мост первоначально был известен под названием ”Мурованного”, ”Великого” или ”Виленского” и только с середины XVIII века ”Зелёного” (от цвета его окраски).

Важное поручение. В 1529 году Жигимантас Старый поручил виленскому воеводе Альбрехту Гоштаутасу выстроить новый прочный мост через Вилию. Он обратил внимание на те неудобства, громадные потери и расходы, которые несли и виленцы, и прибывающие в город при отсутствии постоянного моста, а главное, на то, что перевозы на паромах были небезопасны и затруднительны. Поскольку А. Гоштаутас медлил с постройкой, она была передана виленскому городничему Ульриху Гозию, который в 1636 году, в год своей кончины, успел завершить строительство моста на том месте, где он находится и поныне.

В вознаграждение понесенных на строительство расходов разрешалось взимать известную плату как за проход, так и за переезд через мост. По утверждённой великим князем таксе от одноконной подводы с сеном, дровами или хлебом платили по одному олову или денару. Ту же плату вносили от штуки рогатого скота, если его гнали на торг, от одноконного воза с товаром платили 3 денара, от пароконного – 5, а от воза кирпича – по 20 грошей. Одна часть дохода шла на содержание госпиталя Святой Троицы при Доминиканском костёле, другая - на содержание и ремонт моста. Чтобы эти сборы не уменьшались, новых мостов строить не позволялось. Закрывались и все перевозы на паромах между селами Вяркяй и Паняряй. Виновные в нарушении распоряжений подвергались конфискации имущества. Шляхта и духовенство не платили ”мостового”. Покойных на еврейское кладбище за Вилией разрешалось перевозить на лодках.

Рост города. С устройством удобного сообщения заречных районов с центром города он стал быстро заселяться. Шнипишки, Заречье (Ужупис) с XVI века становятся нераздельной частью города. Нет точных данных, когда Шнипишками стала называться местность за Зелёным мостом по левой его стороне. Историк Нарбутас передаёт, что ещё при Витаутасе Великом там жил богатый купец Снипис – от него якобы и осталось это название. В актах Виленской комиссии впервые название ”Снипишки” встречается в конце XVI века. Часть Шнипишкяй с 1593 года принадлежала канцлеру Ляонасу Сапеге и называлась ”Селко Шнипишки”. Из указанных документов следует, что Шнипишки в давнее время имели множество кирпичных и черепичных цехов и фабрик, а также хорошо развитое гончарное производство – местность была богата гипсовыми залежами, и известковый камень добывался в больших количествах. Благодаря этому город стал расширяться и обустраиваться каменными зданиями. В Шнипишках Сапеги, Воловичи и Жеромские имели дворцы и фольварки.

Направо от Зелёного моста по берегу Вилии с восточной стороны Шнипишкяй расположилось предместье Рыбаки, население которого было преимущественно рыбопромышленниками. В 1652 году во избежание оплаты мостовой пошлины они устроили новую дорогу через свой посёлок, причём соединили ее с главной улицей и другими просёлочными дорогами, ведущими к мосту. Жители селений стали направляться в город не только сухопутным, но и новым водным путём – через Вилию. Таким образом рыбаки открыли для себя новый способ промысла и заработка. Водный путь стоил дешевле, чем проезд через Зелёный мост.

В XVI столетии Шнипишкяй и Рыбаки представляли собой очень оживлённую местность. На купленных площадях городские власти построили дворец для приёма и размещения иностранных послов.

Для удобства жителей столицы и их гостей с разрешения великого князя была открыта ”корчма, вольная мёдом и пивом шинковати”, весь доход от которой шёл на благоустройство города. В первой половине XVI века в Рыбаках Мартинас Палецкис построил первый в Вильнюсе стекольный завод. Здесь же находились многочисленные склады товаров, справляемых по Вилии, а также два принадлежащих замку кирпичных завода.

Заречье славилось своими банями, мельницами и фабриками для производства бумаги и пороха. Первая бумажная фабрика в Вильнюсе появилась в 1522 году.

Зелёный мост в прошлом. Мост, построенный Ульрихом Гозием был деревянным на каменных устоях и имел вид пассажа; он был покрыт щепной крышей и по обеим его сторонам были устроены лавки для продажи товаров. Этажом выше размещались небольшие квартиры для досмотрщиков и таможенников. С обеих концов моста имелись ворота.

В прошлом река Вилия была более многоводной, песчаные наносы на ней образовывали несколько островков. Во время весенних половодий мост не раз разрушался льдинами и плотами, поэтому в 1621 г. он был почти заново отстроен. Вскоре, в 1655 г. при наступлении русской армии он был сожжен польскими войсками. В 1674 г. мост был отстроен по проекту военного архитектора И. Фридиани. Славным для него стал 1766 год, когда после очередной реконструкции по проекту Маураха он был окрашен в зелёный цвет, и, вероятно, с той поры стал называться Зелёным. В 1791 г. мост сгорел, а в 1805 г. его отстроили заново. В его отсутствие виленцы пользовались паромом.

В 1812 г. перед вступлением французской армии в Вильнюс, Зелёный мост был сожжен отступающими русскими войсками. Вступив в столицу, Наполеон приказал немедленно навести временный понтон, и лично следил за ходом работ, сидя на набережной. В 1829 г. на прежнем месте вырос новый мост, четыре арки которого были поставлены на трёх каменных устоях и предмостных укреплениях. Идея выстроить прочный металлический мост была осуществлена в 1894 г., на средства города и земства. Его конструкции были упрощены в 1901 г. инженером П. Вилейшисом. В 1944 г. немцы взорвали мост, а в 1952 г. на его месте появился новый, более легкий, украшенный четырьмя скульптурными группами.

Окружение моста. В давние времена на пригорке напротив Зелёного моста возвышалась часовня с чудотворной иконой Спасителя, воздвигнутая в 1719 г. в память жертв моровой эпидемии. Часовня была начальным пунктом Крестного хода в Калварию. По преданию на этом холме до 1655 г. стоял деревянный замок, из которого следили за въездом в город. В начале улицы Укмяргес в первой половине XVIII века иезуиты построили костёл Святого Рафаила и монастырь при нём. Костёл в стиле барокко с элементами рококо сегодня славится картинами С. Чехавичюса.

Костел святого Рафаила в ВильнюсеНа восток от моста находится древнейшее еврейское кладбище. Рядом с ним в 1902 г. была построена первая в столице электростанция. Там, где сейчас находится Дворец спорта, возвышался деревянный макет памятника Адаму Мицкевичу (проект скульптуры был подготовлен З. Пронашко из Кракова). Разрушен он был во время половодья 1931 г. Замысел почитателей поэта осуществил скульптор Гядиминас Йокубонис в 1984 г. – монумет его работы находится у костёла бернардинцев.

Набережные Вилии и Вильни издавна были любимым местом отдыха и прогулок горожан. В XIX веке здесь были устроены пристани и купальни. Для этой цели их владельцы брали участки в аренду. Согласно установленным нормам купальни были трёх классов. Они строились из высококачественных материалов с душевыми, зеркалами, добротной мебелью. Купальни не должны были мешать навигации, и с окончанием летнего сезона их аккуратно разбирали до следующего. Побережья рек постоянно укрепляли вязанками прутьев и камнями. Историки считают, что Вильня по сравнению с Вилией намного раньше и более тесно влилась в жизнь Вильнюса. С самого рождения столицы она подключалась к ее обороне и развитию промыслов в городе – столетиями ее бурные воды были движущей силой для городских предприятий. Кроме того, Вильня как бы демократичнее Вилии. У ее берегов издавна ютились хижины бедняков, бани, мельницы. Имения и храмы она игриво огибала, но и та, и другая всегда были одинаково щедры на освежающую прохладу в знойные летние дни.





Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Самые красивые мосты мира

Необычные мосты:

News image

Мост Акаси-Каике

Япония расположена в зоне высокой сейсмической активности, и тем не менее именно в этой стране в 1998 г. был построен самый длинный (на мо...

News image

Мост через залив Ханчжоувань

Полное название этого вантового моста — Великий мост через океанский залив Ханчжоувань. По завершении строительства, намеченного на 2008 г...

News image

Мост через пролив Эресунн

Расстояние между столицей Дании — Копенгагеном и побережьем Швеции по морю составляет всего 15 км. В давние времена, в XVII—XVIII вв., вод...

Самые красивые мосты:

News image

Главков мост, Прага

Главков мост соединяет Голешовице с Карлином через Влтаву, а также остров Штванице. Возводился этот мост в два этапа. Первый этап проходил...

News image

Мост Харбор, Сидней

Если вам когда-нибудь придётся побывать в Сиднее, и кто-нибудь потащат вас посмотреть на какую-то «Вешалку», ни в коем случае не сопротивл...

http://saks.su

Мосты Европы:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Мосты России:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Мосты Америки:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image