Мосты России - Мосты Архангельской области
Видимо, только присущим нашему времени избирательным отношением к прошлому, выпячиванием одних исторических событий и, наоборот, замалчиванием других можно объяснить тот факт, что практически незамеченным оказался юбилей Кузнечевского моста - 50-летие со дня пуска в эксплуатацию. И это несмотря на то, что он предоставлял городским властям и депутатам еще один повод выгодно засветиться - например, публично (в телеэфире) отдать должное мостостроителям-ветеранам.
Но, увы, о них в день 50-летия - 20 октября - никто не вспомнил, хотя особенно напрягать память не было нужды. Ибо 29 сентября в «Правде Севера» был опубликован подготовленный сотрудницей областного архива С. Хоровой список отмечавшихся в октябре круглых дат, в числе которых упоминался и юбилей моста.
Поскольку речь коснулась главного архива области, то скажу: хранящиеся в нем документы свидетельствуют, что в этом году мы могли бы отметить более солидный юбилей Кузнечевского моста - 65-летие. Это бы произошло, если бы его конструкции не уничтожили и не вывезли в Германию немецкие оккупанты.
Понятно, что такое утверждение требует объяснений.
А они таковы. К началу 1941 года Дебальцевский металлургический завод (Украина) изготовил для архангельского моста 750 тонн металлических пролетных конструкций. В первом квартале того же года - еще 300 тонн. Недостающие 583 тонны планировалось изготовить к 1 июля. В третьем квартале того года намечалось одновременно начать поэтапную отгрузку железнодорожным транспортом и монтаж металлоконструкций на месте, а в конце 1941 года строительство моста завершить.
Однако этим планам не суждено было осуществиться - началась война, и железные дороги были заняты перевозкой грузов и составов совсем иного назначения. Поэтому металлоконструкции моста остались лежать в Дебальцово. А когда немцы захватили Донбасс, то часть их вывезли в Германию. То, что не успели отправить, взорвали. Вот каким образом находившийся за сотни километров от фронта недостроенный архангельский мост пострадал от немецких оккупантов.
Эти сведения взяты из писем первых секретарей Архангельского обкома партии Огородникова, Николаева, Логинова и председателей облисполкома Федорова, Жданова, Минина, которыми они начиная с 1944 года и весь послевоенный период бомбардировали ЦК ВКП(б) и правительство, убеждая возобновить строительство.
Михаил ЛОЩИЛОВ.
22/12/2006
Читайте: |
---|
Магдебургский водный мостЗачем вообще строят мосты? А Вы видели когда-нибудь мост для судов – водяной мост. Ранее, когда моста еще не было, судам доводилось делать... |
Виадук МиллоСостоявшееся в декабре 2004 г. открытие виадука Милло стало торжественным событием международного значения. Это сооружение сразу назвали ш... |
Мост через пролив ЭресуннРасстояние между столицей Дании — Копенгагеном и побережьем Швеции по морю составляет всего 15 км. В давние времена, в XVII—XVIII вв., вод... |
Мост Арпад в БудапештеВ начале ХХ в. бурное развите промышленности в Будапеште потребовало очередной переправы через Дунай. Ещё в 1908 г. был принят закон о стр... |
Мост Риальто, ВенецияМост Риальто (итальянский язык: Ponte di Rialto), один из трех мостов через Гранд Канал в Венеции, в Италии. Это - самый старый мост через... |