Каменный мост превращал Калугу в Рим

Мосты России - Каменный мост в Калуге

каменный мост превращал калугу в рим

С моста любовались Окой

Раньше Калуга была разделена на две части: центр и завершье (за Березуйским оврагом). В завершье жили в основном бедные люди. Но со временем здесь начали стоить дома и богатые купцы. Потребовалось связать центральную часть с Заверхской слободой.

Первый калужский наместник Михаил Кречетников переманил из Москвы подающего надежды архитектора Петра Никитина. Началось строительство моста через овраг. Оно длилось три года — с 1777-го по 1780-й. Современникам мост нравился: они утверждали, что он похож на римские сооружения.

«Сей мост по своей огромной красоте полагается в числе знатных публичных заведений, — писал в 1804 году калужский журнал «Урания». — Он стоит на каменных арках вышиной 11 сажен… На нем выстроено 28 лавок, а в конце оного сооружена пирамида, украшенная гербами уездных городов».

Обелиск обозначал границу города. На нем были установлены доски с указанием расстояний от Калуги до всех уездных городов, «чтобы не было спора с ямщиками».

Ширина моста — 14 метров, длина — 122. Он стоит на 15 арках, причем три средние возведены в два этажа. Высота моста здесь достигает 23 метров. В XVIII и           XIX веках Каменный мост служил смотровой площадкой, откуда можно было полюбоваться видом Оки и правого берега, арками Присутственных мест и Троицким собором.

Торговое место

Мост не только связывал склоны оврага — здесь процветала торговля. По обе стороны моста были установлены каменные торговые лавки. Просуществовали они до 40-х годов XIX века. Потом калужане провели капитальный ремонт: мост украсили чугунной решеткой с кронштейнами, а лавки разобрали. В овраге, над которым проходит Каменный мост, по распоряжению губернатора Смирнова посадили деревья, чтобы укрепить склоны.

В 1901 году газета «Калужские губернские ведомости» писала: «Каменный мост, краса всего города Калуги и его собственность, долгое время находившийся в ведении и на попечительстве губернского земства, а ныне передаваемый обратно городу, доведен до такого плачевного состояния, что требуется срочный капитальный ремонт». Но ремонт провели только через 9 лет, а в 1910 году сделали настил из железобетона.

Колодец на дне оврага

По дну оврага текла река Березуйка, превратившаяся со временем в небольшой ручей. Его прохладная водица скапливалась в известковых отложениях оврага и всегда ценилась калужанами. Несмотря на то что в воде на самом деле не было никаких минералов, население называло ее «здоровец». Такое же название дали и колодцу, над которым поставили небольшую часовенку. Она не сохранилась до наших дней, а вот родник остался.

комментарий специалиста

— На фото Гольберга 1871 года мост отлично виден весь, — рассказывает калужский краевед, архитектор Иван Дмитриевич БЕЛОВ. — Фотография эта уникальна. Так увидеть мост уже невозможно.

В овраге были посажены уникальные деревья — ясень, например. А сейчас склон зарос самовосстанавливающимися деревьями — они размножаются семенами. С ул. Рылеева мост теперь практически не виден. По этому  оврагу страшно ходить. Не случайно раньше там происходило много криминальных историй.

Когда-то в овраге были бани Давингофа. Потом вместо этих бань хотели сделать спортивную арену, а молодежь предлагала построить открытый театр. Но эти планы так и не были осуществлены.

Раньше напротив церкви Покрова были  маленькая часовня и кладбище. В давние времена здесь заканчивался калужский кремль — был пристроен небольшой деревянно-земляной острог, опоясанный рвом. Через ров был перекинут мост — от ближайшей башни до этой церкви. А сейчас там настоящая мусорная яма.

С 1820 года на мосту периодически проводились ремонтные работы, менялся настил. Сначала он был деревянным, а потом — железобетонным.

В 1975 году было сделано детальное обследование моста по акту. Работы проводила реставрационная мастерская. И эти документы нужно сейчас найти. А чертежи на железобетонную арку, которая сооружена над мостом для проезда, были переданы в автохозяйство и исчезли. Делал эти чертежи мостовик высшей категории, работавший в ГПИ-8, Николай Шкода. По его рассказам, это была уникальная конструкция, она не нарушала архитектурный облик моста и защищала его от нагрузок. Эту арку можно использовать еще долгие годы. А железобетонные покрытия разрушены из-за того, что безобразно эксплуатировались, не были защищены от воды, вот и корродировали.

Сейчас нужно провести обмер моста, освободить опорные части от земли, сделать водоотведение. А потом отлить новые решетки, обновить белокаменные детали. Но в первую очередь нужна гидроизоляция.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Самые красивые мосты мира

Необычные мосты:

News image

Мост Нормандия

По сравнению с другими инженерными сооружениями мосты обладают особой притягательностью. Они постоянно находятся в поле зрения множества л...

News image

Мост через залив Ханчжоувань

Полное название этого вантового моста — Великий мост через океанский залив Ханчжоувань. По завершении строительства, намеченного на 2008 г...

News image

Природные мосты для диких животных

На протяжении многих лет люди постоянно нарушали природное равновесие, но если раньше это было не так заметно, то с развитием прогресса у лю...

Самые красивые мосты:

News image

Мост Gateshead Millennium

Мост Gateshead Millennium расположен в Великобритании. Он предназначается для велосипедистов и пешеходов. Он охватывает пространство реки ...

News image

Кое-что о мостах-рекордсменах

В мире существует множество мостов – более миллиона. И среди них много рекордсменов: есть самый длинный, самый высокий, самый посещаемый, ...

Мосты Европы:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Мосты России:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Мосты Америки:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image