Мосты России - Каменный мост в Калуге
С моста любовались Окой
Раньше Калуга была разделена на две части: центр и завершье (за Березуйским оврагом). В завершье жили в основном бедные люди. Но со временем здесь начали стоить дома и богатые купцы. Потребовалось связать центральную часть с Заверхской слободой.
Первый калужский наместник Михаил Кречетников переманил из Москвы подающего надежды архитектора Петра Никитина. Началось строительство моста через овраг. Оно длилось три года — с 1777-го по 1780-й. Современникам мост нравился: они утверждали, что он похож на римские сооружения.
«Сей мост по своей огромной красоте полагается в числе знатных публичных заведений, — писал в 1804 году калужский журнал «Урания». — Он стоит на каменных арках вышиной 11 сажен… На нем выстроено 28 лавок, а в конце оного сооружена пирамида, украшенная гербами уездных городов».
Обелиск обозначал границу города. На нем были установлены доски с указанием расстояний от Калуги до всех уездных городов, «чтобы не было спора с ямщиками».
Ширина моста — 14 метров, длина — 122. Он стоит на 15 арках, причем три средние возведены в два этажа. Высота моста здесь достигает 23 метров. В XVIII и XIX веках Каменный мост служил смотровой площадкой, откуда можно было полюбоваться видом Оки и правого берега, арками Присутственных мест и Троицким собором.
Торговое место
Мост не только связывал склоны оврага — здесь процветала торговля. По обе стороны моста были установлены каменные торговые лавки. Просуществовали они до 40-х годов XIX века. Потом калужане провели капитальный ремонт: мост украсили чугунной решеткой с кронштейнами, а лавки разобрали. В овраге, над которым проходит Каменный мост, по распоряжению губернатора Смирнова посадили деревья, чтобы укрепить склоны.
В 1901 году газета «Калужские губернские ведомости» писала: «Каменный мост, краса всего города Калуги и его собственность, долгое время находившийся в ведении и на попечительстве губернского земства, а ныне передаваемый обратно городу, доведен до такого плачевного состояния, что требуется срочный капитальный ремонт». Но ремонт провели только через 9 лет, а в 1910 году сделали настил из железобетона.
Колодец на дне оврага
По дну оврага текла река Березуйка, превратившаяся со временем в небольшой ручей. Его прохладная водица скапливалась в известковых отложениях оврага и всегда ценилась калужанами. Несмотря на то что в воде на самом деле не было никаких минералов, население называло ее «здоровец». Такое же название дали и колодцу, над которым поставили небольшую часовенку. Она не сохранилась до наших дней, а вот родник остался.
комментарий специалиста
— На фото Гольберга 1871 года мост отлично виден весь, — рассказывает калужский краевед, архитектор Иван Дмитриевич БЕЛОВ. — Фотография эта уникальна. Так увидеть мост уже невозможно.
В овраге были посажены уникальные деревья — ясень, например. А сейчас склон зарос самовосстанавливающимися деревьями — они размножаются семенами. С ул. Рылеева мост теперь практически не виден. По этому оврагу страшно ходить. Не случайно раньше там происходило много криминальных историй.
Когда-то в овраге были бани Давингофа. Потом вместо этих бань хотели сделать спортивную арену, а молодежь предлагала построить открытый театр. Но эти планы так и не были осуществлены.
Раньше напротив церкви Покрова были маленькая часовня и кладбище. В давние времена здесь заканчивался калужский кремль — был пристроен небольшой деревянно-земляной острог, опоясанный рвом. Через ров был перекинут мост — от ближайшей башни до этой церкви. А сейчас там настоящая мусорная яма.
С 1820 года на мосту периодически проводились ремонтные работы, менялся настил. Сначала он был деревянным, а потом — железобетонным.
В 1975 году было сделано детальное обследование моста по акту. Работы проводила реставрационная мастерская. И эти документы нужно сейчас найти. А чертежи на железобетонную арку, которая сооружена над мостом для проезда, были переданы в автохозяйство и исчезли. Делал эти чертежи мостовик высшей категории, работавший в ГПИ-8, Николай Шкода. По его рассказам, это была уникальная конструкция, она не нарушала архитектурный облик моста и защищала его от нагрузок. Эту арку можно использовать еще долгие годы. А железобетонные покрытия разрушены из-за того, что безобразно эксплуатировались, не были защищены от воды, вот и корродировали.
Сейчас нужно провести обмер моста, освободить опорные части от земли, сделать водоотведение. А потом отлить новые решетки, обновить белокаменные детали. Но в первую очередь нужна гидроизоляция.
Мост МоисеяВ Голландии, ну а точнее в Хальстерене существует достаточно интересное сооружение, то есть водный мост, предназначенный для людей, кот... |
Самые необычные в мире мостыНеобъяснимо, но такие огромные и разнообразные по своему строению сооружения, как мосты, вызывают у людей интерес и восхищение. Даже, когда ... |
Мост над горным ущельемМост Нью-Ривер над глубоким ущельем в холмистом районе Западной Вирджинии — настоящий шедевр инженерного искусства. На момент завершения с... |
История Акаси-КайкёМост Акаси-Кайкё (Akashi-Kaikyo), также известный как Pearl Bridge, самый длинный подвесной мост в мире. Он пересекает пролив Акаси и соед... |
Главков мост, ПрагаГлавков мост соединяет Голешовице с Карлином через Влтаву, а также остров Штванице. Возводился этот мост в два этапа. Первый этап проходил... |