Египетский мост

Мосты России - Мосты Санкт-Петербурга

египетский мост

Египетский мост, выстроенный через Фонтанку в 1825-1826 годах, расположен в створе Лермонтовского проспекта, и явился своеобразной данью моде на цепные мосты, возникшей в начале 19 века в Европе. Название его красноречиво говорит само за себя, оно вполне соответствует периоду того времени, когда в мире все увлекались  историей и культурой Египта. Оформленный в древнеегипетском стиле, мост был сооружен по проекту архитекторов В. Христиановича и Г. Треттера, которые установили на нем высокие чугунные ворота с египетскими иероглифами, восточным орнаментом и оплетенные металлической цепью. Подобные иероглифы красовались и на ограде сооружения, на его порталах, колоннах, карнизах, а на берегах Фонтанки, по обеим сторонам моста, были размещены четыре чугунные скульптуры, изображающие сфинксов, с шестигранными фонарями на голове, выполненные скульптором и академиком П. П. Соколовым. Возведенный Египетский мост имел устои, облицованные гранитом, и выступающие в Фонтанку, а также три цепи, поддерживающие пролетное строение, располагавшиеся на легких металлических порталах и закреплявшиеся своими окончаниями в каменных массивах, врытых в землю.

Не исключено, что возведение такого красивого, и можно даже сказать, нарядного моста, вдали от парадной части Санкт-Петербурга, было продиктовано находящимися неподалеку армейскими казармами. Возможно, таким образом, правительство пыталось воспитать в армии имперский патриотизм и благоговение. Было ли это действительно так - история умалчивает.

Так или иначе, красивейший мост был построен, и прослужил жителям Петербурга до начала 20 века, после чего, вдруг внезапно обрушился. Произошло это в дни первой революции 1905 года, и именно в тот момент, когда по мосту переезжал эскадрон конногвардейского полка. Интересно, что достоверная причина столь внезапной аварии так и осталась загадкой. Предполагается, что конструкция моста не выдержала слишком ритмичных колебаний от слаженного шага военных, отчего в ней произошел резонанс. Эта версия, в качестве наглядного примера, даже была включена в школьную программу по физике, а так же привела к рождению новой военной команды «идти не в ногу», которая отдается солдатам перед тем, как они взойдут на тот или иной мост. Тем не менее, выдвинутая гипотеза произошедшего ЧП, не была подкреплена никакими физико-математическими расчетами. Кроме того, очевидцы происшествия утверждали, что солдаты не слезали с лошадей, а проехали по мосту верхом, что ни в коей мере не могло вызвать резонанса в конструкции моста, ведь даже самых выдрессированных лошадей, как ни старайся, просто не возможно заставить идти «в ногу». Вполне возможно, что обрушение моста произошло из-за допущенных при проектировании сооружения ошибок, или от возникшей раковины в одной из несущих цепей,

отчего мост просто не выдержал большого количества передвигавшихся по нему конных всадников. Помимо научных объяснений, появилась и мифическая трактовка случившейся трагедии. Ходили слухи, что в одном из домов на Фонтанке, окна которого выходили на Египетский мост, проживала женщина по имени Мария, получившая прозвище «Египетская». Женщина эта по молодости своей была обманута одним офицером конногвардейского эскадрона. Однажды, посмотрев в окно, и увидев передвигающийся по мосту полк, она с негодованием воскликнула: Что б вам, военным, провалиться! , что, собственно,  в следующий момент и произошло.

Вместо рухнувшего Египетского моста, был наскоро построен временный деревянный мостик, который прослужил весьма длительное время. Лишь по прошествии полвека, в 1955 году, он вновь стал каменным, выстроенным по проекту инженера В. В. Демченко и архитекторов П. А. Арешева и В. С. Васильковского.

Новое сооружение не имело сходства со старым, богато украшенным мостом, так как воссоздание прежнего его облика не являлось целью архитекторов, которые спроектировали новый мост весьма скромным и более легким. Однако, египетские мотивы все-таки в какой то мере были сохранены – стойки ограды украшены пышными лавровыми венками, а в ее узоре проступают цветки лотоса. Именно эта ограда и  чугунные скульптуры сфинксов, оставшиеся от старого Египетского моста, и охраняющие его, дали возможность сохранить за сооружением прежнее название. В длину новый Египетский мост насчитывает практически 47 метров, в ширину – 27 метров.

В 2004 году была произведена реставрация скульптур сфинксов, которые по праву считаются старейшими памятниками истории и культуры Петербурга. В ходе реставрационных работ было обнаружено, что скульптуры покрыты множеством слоев красок, а их головы первоначально были вызолочены. На чугунной поверхности имелись множественные трещины и сколы, а гранитные блоки, образующие пьедесталы скульптур, разошлись более чем на два сантиметра. Все найденные несовершенства были тщательно устранены, скульптуры вновь позолочены, гранитные постаменты расчищены, а их швы заделаны свинцом. После этого, обновленные фигуры сфинксов были возвращены на свое место несения охранной службы около моста.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Самые красивые мосты мира

Необычные мосты:

News image

Мост над горным ущельем

Мост Нью-Ривер над глубоким ущельем в холмистом районе Западной Вирджинии — настоящий шедевр инженерного искусства. На момент завершения с...

News image

Магдебургский водный мост

Зачем вообще строят мосты? А Вы видели когда-нибудь мост для судов – водяной мост. Ранее, когда моста еще не было, судам доводилось делать...

News image

Мост Гантер

По мнению многих современных архитекторов и инженеров, «форма должна следовать за функцией»; именно этим оправдывается появление сооружени...

Самые красивые мосты:

News image

Мост Султана Мехмеда Фатиха

Мост Султана Мехмеда Фатиха – второй мост через Босфор (после Ататюркского моста). Строительство данной конструкции было начато в 1985 год...

News image

Мосты Китая Янпу и Наньпу

Похожих мостов на эти два в мире мало. Величественные создания Китая. Мост Наньпу владеет первым местом в Китае и третьим местом в мире. А...

Мосты Европы:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Мосты России:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Мосты Америки:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image