Мосты России - Мосты Санкт-Петербурга
История Иоанновского моста началась вместе с историей Санкт-Петербурга, в 1703 году, когда была заложена Петропавловская крепость – первое строение молодого города. Иоанновскому мосту было суждено стать первым мостовым сооружением Северной Столицы. Тогда, в те далекие времена, он был наплавным, деревянным мостом, ставшим переправой через Кронверкскую протоку и соединившим собой крепость со строениями на Городовом (ныне Петроградском) острове. Первоначально этот мост именовался Петровым, и долгое время являлся первой постоянной и старейшей переправой в Петербурге. Его деревянный настил был разделен на проезжую и пешеходные части. К концу 1760-х годов практически вся поверхность Петровского моста была выложена булыжником, за исключением его разводной части, которая по-прежнему оставалась деревянной.
Петровский мост был перестоен в 1887 году, и одновременно переименован в Иоанновский, исходя из названия восточного равелина – предкрепостного сооружения Петропавловской крепости, наименование которому, в свою очередь было дано в честь отца царствовавшей в то время Анны Иоанновны и имени брата Петра I - Иоанна.
В следующий раз, Иоанновский мост реконструировали в 1953 году, под руководством архитектора-реставратора А.Л. Рогача и инженера П.В. Баженова. Тогда на мосту были установлены новые фонари, аналогичные фонарям, оставшимся от Суворовского наплавного моста, существовавшего в 1824–1897 годах, а так же обновлены составляющие части решетки, сделанные металлическими.
Интересно, что декоративное оформление одной части Иоанновского моста имеет некоторые сходства с оформлением решеток набережных Кронверкского пролива. Другая же часть этого мостового строения имеет решетку, по нижней и верхней кромке которой проходят затейливо витые растительные орнаменты, ограничиваемые полуокружностями. Сама решетка представляет собой ромбы, образуемые пересекающимися стержнями, в точках сообщения которых имеются розетки, овальной формы. Сделанные в виде ликторских свитков, стойки моста, венчают двусторонние боевые топоры.
Последний капитальный реставрационный ремонт Иоанновского моста был произведен в 2001-2003 годах, который коснулся в первую очередь аркады моста, когда произошла замена мостового полотна и устройства гидроизоляции, облицовки аркады, а так же был произведен ремонт облицовки устоев. Тогда же был усилен свод мостового сооружения, с помощью использования технологии инъектирования - укрепления кладки. Кроме того, открытый внутренний свод Иоанновского моста обработали специальным химическим составом, способным предохранить камень от губительного воздействия влаги, и который гарантированно защитит известняковую кладку свода на срок до 30 лет. Отреставрированы были и установленные на мосту торшеры-фонари, на которых вновь появились воссозданные позолоченные фигурки орлов, а лампы и плафоны заменены новыми. Чугунная решетка Иоанновского моста так же была обновлена и отреставрирована. Длина русловой части моста составила 74 метра, общая его длина – 152 метра, а ширина – 10 метров. Всего, на ремонтные работы по восстановлению Иоанновского моста, было израсходовано около 75-ти миллионов рублей, выделенных из городского бюджета.
В мае 2003 года, возле одной из свай моста была установлена бронзовая скульптура Зайчика, спасшегося от наводнения, высотой в 58 сантиметров, выполненная скульптором С. Петченко. Эта фигурка ушастого обитателя Заячьего острова стала своеобразным талисманом Иоанновского моста, а так же излюбленной достопримечательностью туристов, щедро осыпающих Зайчика монетами.
| Читайте: |
|---|
![]() Мост Акаси-КаикеЯпония расположена в зоне высокой сейсмической активности, и тем не менее именно в этой стране в 1998 г. был построен самый длинный (на мо... |
![]() Мегамост в БангкокеВ Бангкоке, печально известном бесконечными дорожными пробками, с середины 90-х гг. XX в. началась реализация ряда масштабных проектов по ... |
![]() Мост ГантерПо мнению многих современных архитекторов и инженеров, «форма должна следовать за функцией»; именно этим оправдывается появление сооружени... |
![]() Мост Рио-Антирио: самый длинный из подвесных мостовГреческий мост соединяет сразу два города – Антирио и Рио, его длина составляет две тысячи восемьсот восемьдесят два метра. Официальное на... |
![]() Мост Арпад в БудапештеВ начале ХХ в. бурное развите промышленности в Будапеште потребовало очередной переправы через Дунай. Ещё в 1908 г. был принят закон о стр... |