Пешеходный мост через Волхов

Мосты России - Мосты Новгородской области

пешеходный мост через волхов

Пешеходный мост через реку Волхов, соединяющий Софийскую и Торговую стороны Великого Новгорода, был построен в 1987 г. Над рекой нависло 800–тонное, но кажущееся таким легким, пролетное сооружение. При испытании на прочность на него въехали одновременно 12 груженых автомашин ЗИЛ–130 по 11 тонн каждая. На мосту могут одновременно находиться около 8000 человек.

Создание неразрезного трехпролетного балочного моста с криволинейными (арочными) очертаниями нижнего пояса не имело аналогов в стране. При строительстве моста развернулась острая полемика на страницах прессы. У моста были и сторонники и противники, но теперь мост стоит и новгородцы уже не мыслят свой город без него.

На этом месте в средневековом Новгороде стоял Великий мост через Волхов. Он известен из летописей с X в. Поскольку вокруг Новгорода в изобилии были леса, то основание моста делали из деревянных свай. В Новгороде все крупные сооружения производились всей страной, как-то: укрепление города, устройство мостов и мощение улиц. Для некоторых сооружений были узаконены поборы, в смысле постоянной повинности, в законодательном порядке с точным указанием мест, лиц, свойства повинности и объема ее.

Законодательным памятником такого рода является Устав Ярослава о мостах первых годов XI в., настолько точный, настолько привившийся, что обязательная сила его сохранялась до половины XVII в. Во времена этого устава мост имел 22 устоя. Первые 11 составляли повинность десяти сотен и князя, а последние в таком же числе – отдельных волостей, не вошедших в сотни.

Великий мост был свидетелем гражданских усобиц и местом казни виновных – осужденного бросали в Волхов, связав руки и ноги, если тому удавалось добраться до берега, его уже второй раз не бросали, приписывая спасение от потопления чудодейственной Божьей силе. Мост был свидетелем ужасов 1570 г., когда царь Иван Грозный творил расправу над Новгородом и новгородцами.

Из летописи: “Повелел государь приводить из Великого Новгорода владычных бояр и других многих служилых людей и жен их и детей и повелел их перед собой бесчеловечными муками мучить. И после многих горьких мук повелел государь тех мученых людей за руки и за ноги и за головы тонкими вожжами привязывать по человеку к саням конским и быстро везти на Великий Волховский мост, и повелел их с моста бросать в реку Волхов; а жен их и детей всякого возраста повелел государь привозить на Волховский мост, а младенцев к матерям привязывать и с большой высоты бросать в Волхов; а воинские люди в это время на лодках ездили по реке с оружием и с рогатинами, и с копьями, и с топорами и с баграми – и кто всплывет из воды, и они копьями и рогатинами прокалывали людей и топорами секли, и в глубину без милости погружали, придавая тяжелой смерти.

В течение пяти недель каждый день бросали в воду разного возраста людей до тысячи на день, а в некоторые дни и до полторы тысяч…”. Легенда гласит, что было такое количество трупов в Волхове, что он не смог пробить себе дорогу и повернул вспять, в Ильмень озеро.

С мостом часто приключались несчастья: то он сгорал при пожарах, то его сносило льдом. И каждый раз это важнейшее общегородское сооружение приходилось отстраивать заново, поновлять, ремонтировать. Организацией работ ведал тысяцкий – должностное лицо, представитель всех ремесленников и купцов Новгорода. Наем мастеров и надзор за их работой осуществляли сборщики торговых пошлин - осменники, которые собирали и пошлину за право проезда по мосту.

Из летописи известно, что в 1600 г. повелением царя Бориса Годунова на Волхове в Великом Новгороде был сооружен мост-плотина. С помощью этой плотины мололи зерно. Было создано удобное место для рыбной ловли. На Софийской стороне первая мостовая городня стояла на линии крепостной стены Детинца на месте ныне существующей проездной кремлевской арки. На городне, представляющей собой бревенчатый сруб, забитый камнями, землей и глиной, были устроены “городские ворота” – башня с воротами, ведущими на мост. Городские ворота существовали и на Торговой стороне моста. Эти ворота назывались “Острой городней”. Городня это не только устои моста, но и звено крепостной стены, башня.

В конце XVII в. на месте деревянной башни острога на Торгу была построена каменная проездная башня.

Сторожевые башни, стоящие при въездах на мост, выполняли контрольно-пропускные функции. Здесь взималась пошлина за право проезда по мосту. “Мостовые” деньги отчислялись в Софийскую казну Новгорода и по мере необходимости выделялись владыкой на ремонт и строительство Великого Волховского моста.

Сохранились изображения моста на иконах, в миниатюрах рукописных книг. Почти везде мост пересекает реку наискось от Пречистенской башни Кремля к началу нынешней Никольской улицы. Наверное, это диктовалось не только топографией тогдашней города, отличной от нынешней, но еще и тем, что так мост легче выдерживал напор реки, особенно в период осеннего ледостава и весеннего ледохода.

В годы реформ Петра I в Новгороде велись значительные строительные работы, и мост, по-видимому, именно тогда получил современное направление. Однако сохранилось некоторое своеобразие - обе половины, соединяясь посередине реки, образовали тупой угол, направленный против течения.

В 20-е гг. XIX столетия начали строительство шоссе Санкт–Петербург – Москва. Возведением мостов руководил Казимир Яковлевич Рейхель. По его проекту построили новый мост, теперь уже прямой и на каменных быках. В 1898 г., когда деревянная основа пришла в негодность, мост решили ремонтировать. Тогда рядом с Великим построили временный мост.

В конце 90–х гг. мост перестроили, использовав в качестве опор оставшиеся от предыдущего моста и одев в металлические ажурные решетки. Один из пяти пролетов был разводным - чтобы пропускать суда, курсировавшие по Волхову. Верхний настил выложили дубовыми досками. В феврале 1902 г. под высокими металлическими фермами нового моста проехали первые подводы, а сам мост, по воспоминаниям старожилов, стал местом, где назначали свидания влюбленные.

У въезда на мост с Торговой стороны стояла небольшая часовенка с образом Александра Невского, сооруженная гражданами Новгорода в благодарную память об избавлении императора Александра II от угрожавшей ему опасности 1866 г. (покушение Каракозова в Санкт–Петербурге).

В начале XX в. мост через Волхов был гордостью жителей города. Мост в техническом отношении был, возможно и не плох, но, по свидетельству видного музейного деятеля того времени Н. Г. Порфиридова, очень обезобразил Новгород: “Его высокие железные фермы, имевшие вид “американских горок”, никак не вязались с обликом древнего города. Они нарушили прекрасный силуэт Кремля. Кроме всего прочего, мост обладал еще одним замечательным свойством. Его дощатый настил, высоко вознесенный над широкой водной гладью, как дека музыкального инструмента, гулко резонировал стук конских копыт. В тихие вечера, когда стихали другие шумы, стук копыт о настил моста был слышен по всему городу…”.

Мост просуществовал до января 1944 г. – фашисты, отступая из города, взорвали эту важную в военном плане переправу через Волхов.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Самые красивые мосты мира

Необычные мосты:

News image

Мост Гантер

По мнению многих современных архитекторов и инженеров, «форма должна следовать за функцией»; именно этим оправдывается появление сооружени...

News image

Мост Заким

В ходе решения сложных инженерных задач нередко рождаются настоящие шедевры архитектуры. Так было и в случае с заменой двухуровневого мост...

News image

Мост через залив Ханчжоувань

Полное название этого вантового моста — Великий мост через океанский залив Ханчжоувань. По завершении строительства, намеченного на 2008 г...

Самые красивые мосты:

News image

История Акаси-Кайкё

Мост Акаси-Кайкё (Akashi-Kaikyo), также известный как Pearl Bridge, самый длинный подвесной мост в мире. Он пересекает пролив Акаси и соед...

News image

Египетский мост в Петербурге

Название этого моста, перекинутого через Фонтанку, говорит само за себя - он был построен в начале 19 века, в период увлечения историей и ...

Мосты Европы:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Мосты России:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Мосты Америки:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image