Всехсвятский каменный мост (в старину — Всесвяцкий каменный мост; Всесвятский мост; Новый Каменный мост; Каменный мост) — первый постоянный каменный мост через Москву-реку в XVII веке, задуманный и начатый в 1643, но окончательно достроенный в 1692—1693. Соединял Замоскворечье с Белым городом через проездную Всехсвятскую башню, по которой и был назван. Находился немного выше устья Неглинки — «Трубы» и Водовзводной башни Московского Кремля.
Представлял собой выдающееся архитектурное и инженерное сооружение, считался одним из чудес Москвы. Существовал, со значительными утратами, до 1853 года.
Всехсвятский мост в искусстве и литературе
Впервые Всехсвятский каменный мост был изображён на известной гравюре Питера Пикарта «Вид Кремля из Замоскворечья» (1708). Как стало известно при сравнении с натурными обмерными чертежами Ухтомского, гравёр передал лишь общие черты композиции моста, сильно погрешив в деталях, внеся совсем не характерные для этого сооружения архитектурные элементы.
В XVIII — первой половине XIX века Каменный мост изображался неоднократно. Излюбленными ракурсами обычно были: с левого или правого берега Москвы-реки выше по течению, с видом примерно на северо-восток, когда мост смотрелся на фоне Кремля; либо с одного из кремлёвских строений на Боровицком холме, на юго-запад, при этом мост виднелся вдали, как бы с высоты птичьего полёта.
На гравюре М. Г. Эйхлера «Вид Каменного моста и его окрестностей в Москве» хорошо читается ритмичное пролётное строение моста, но за дальностью расстояния не проработаны его детали.
На картине Ф. Я. Алексеева «Вид Кремля и Каменного моста» (1800-е гг.), написанной в утренние часы, интересна панорама ярко освещённого Кремля в живописных затенённых арках моста.
Наиболее выразительное и достоверное художественное воплощение образа Всехсвятского каменного моста конца XVII века создал талантливый русский художник Аполлинарий Михайлович Васнецов в 1901 году.
На его большом полотне, ныне хранящемся в Ярославском художественном музее, изображён парадный въезд моста с шатровыми башнями-воротами со стороны Замоскворечья на фоне Кремля, с чередой арочных пролётов.
Второй раз художник вернулся к этой теме в 1922 году. Акварель под авторским названием «Расцвет Кремля. Всесвятский мост и Кремль в конце 17-го века» была специально написана в цикле работ-реконструкций облика старой Москвы, предназначенных для Московского Коммунального музея, незадолго до этого размещённого в Сухаревой башне. Работа очень близка первой композиционно, но сильно отличается в деталях.
Дороже Каменного моста
Широкая известность Всехсвятского моста как одного из чудес Москвы, наравне с Иваном Великим, Царь-пушкой или Царь-колоколом, а также огромная сумма денег, потраченных на его ремонт, породила к жизни расхожую в конце XVIII — первой половине XIX века московскую поговорку о ценности или дороговизне чего-либо: «Дороже Каменного моста!»
Читайте: |
---|
Мост Саншайн скайуэйПротянувшийся на 8 км в устье залива Тампа мост Сан-шайн Скайуэй — один из самых длинных в мире. Его секции над землей и мелководьем ничем... |
Мост ЗакимВ ходе решения сложных инженерных задач нередко рождаются настоящие шедевры архитектуры. Так было и в случае с заменой двухуровневого мост... |
Мост Акаси-КаикеЯпония расположена в зоне высокой сейсмической активности, и тем не менее именно в этой стране в 1998 г. был построен самый длинный (на мо... |
Мост Султана Мехмеда ФатихаМост Султана Мехмеда Фатиха – второй мост через Босфор (после Ататюркского моста). Строительство данной конструкции было начато в 1985 год... |
Виадук Мийо (le Viaduc de Millau)Виадук Мийо (le Viaduc de Millau) — это автодорожный мост, который проходит через долину великолепной реки Тарн, что находится неподалёку ... |