Под одним из первых городских мостов скрывается вход в тоннель...
Сейчас нам не составляет никакого труда добраться из центра города Омска, к примеру на Левый его берег. Или от железнодорожного вокзала в вышеназванный центр. Для этого не нужно ждать, когда Иртыш или Омь покроются толстым слоем льда. Ожидать очередной паром или сооружать лодку. Мы просто садимся и едем через обыкновенный мост, решающий разом все проблемы...
Для нас — современных городских жителей, использование мостов в своем ежедневном маршруте - привычное дело. Чего не скажешь о наших предках. Еще лет 100 назад, строительство очередного моста становилось событием, которое вскоре меняло экономическую и политическую жизнь города, региона, а иногда и целой страны ( так например произошло со строительством железнодорожного моста через Иртыш, являющегося частью Транссибирской магистрали).
История первых мостов нашего города уходит ко временам основания Омской крепости, мосты и переправы, тогда прежде всего имели серьезное оборонительное значение. Долгое время добраться с одного берега на другой можно было только на лодке или плоту. Зимой конечно было проще и попасть на соседний берег можно было по льду. А вот в период ледохода связь между ними терялась вовсе. Так бы и продолжалось, если бы не построили наплавной мост через Омь. Наводить его было легко, собирать еще легче. И все бы хорошо, но мост этот использовался только для «нужд воинских», а простые горожане так и не знали, что происходит на соседнем берегу.
Как рассказывает Владимир Андреев, начальник управления дежурно-диспетчерской службы Омской мэрии. Первый в Омске мост на сваях был построен в 1790 году под руководством военного инженера Ивана Андреева. Спустя три года со дня постройки, мост был разрушен в результате наводнения. Позже реконструирован и назван Никольским. Сейчас на его месте находится мост, соединяющий проспект Маркса и улицу Гагарина, известный омичам как Комсомольский.
Вторым, основанным в Омске мостом, ставшим, между тем, его символом, был Ильинский мост, построенный в 1926 году (ныне он называется Юбилейный, связывающий Южную и Северную части улицы Ленина). За свою многолетнюю историю он был несколько раз реконструирован. Так в 1898 году городской глава Остапенко, поехал на всемирную выставку в Париже и увидел там в качестве экспоната железный мост. По приезду а Омск, он решил построить такой же да только разводной. 7 июня 1903 года на месте Ильинского моста был торжественно открыт первый и в общем-то последний в городе разводной мост — гордость омичей. Просуществовал он вплоть до 1967 года и перенес даже сильнейшее за историю города наводнение.
К 50-летию Советской власти, мост снова «вспомнили», к тому времени он уже порядком износился, и на месте разводного построили новый — железобетонный. И назваться он стал Юбилейным. И название это сохранилось по сей день. Юбилейный мост — визитная карточка Омска наряду с другими его символами. Вокруг него всегда ходило много историй и легенд. Так, например, многие считают что Юбилейный мост ( прежде Ильинский) был первым в городе, но это не так его, как говорилось выше, опередил его Комсомольский (прежде Никольский). Существует также легенда, что под Юбилейным мостом находится вход в тоннели проходящие под городом, говорят, есть даже те кто сумел по ним побродить. Ведут они к железнодорожному вокзалу, под Вечным огнем и Транспортной Академией. Ну существуют ли таинственные тоннели на самом деле еще одна загадка Омской истории...
Юлия Оверчук
Уникальные мосты мираВ мире немало узнаваемых сооружений, среди которых есть уникальные мосты. Данное инженерное изобретение упрощает нашу жизнь, к тому же симво... |
![]() Мост ГантерПо мнению многих современных архитекторов и инженеров, «форма должна следовать за функцией»; именно этим оправдывается появление сооружени... |
Необычный московский мостНачнем наш рассказ, наверное, с самого живописного моста, который есть в Москве, не только в прямом, но еще и в переносном смысле, и поэтому... |
![]() Подарите любимому мужчине его портретПортреты по фото на заказ делаются не только для женщин, но и для мужчин. Какая девушка не желает подарить своему парню что-то личное, особе... |
![]() Сиднейский мостЕсли говорить о ширине, нельзя не упомянуть мост в гавани Сиднея. Чтобы его перейти поперек, придется преодолеть сорок восемь метров. Если... |