Юдитин мост

Мосты Европы - Мосты Праги

юдитин мост

Юдитин (Юдифин) мост (чеш. Juditin most) — не существующий сейчас каменный мост в Праге через реку Влтава, построенный во второй половине XII века, предшественник Карлова моста. Назван в честь королевы Чехии Ютты (Юдит) Тюрингской, жены короля Владислава II. Юдитин мост был уничтожен во время наводнения 1342 года, после чего восстановлен не был, на несколько десятков метров южнее (выше по течению) его был построен Карлов мост.

Создание моста

Самым старым способом переправы через реку Влтава был брод под Пражским замком. Позже около него был построен деревянный мост, который в 1157 году во время наводнения был разрушен. Встала задача постройки нового моста. Епископ Праги Даниил, вдохновлённый каменными мостами в Италии, решил пригласить итальянского специалиста и построить новый мост из камня. Его идею поддержал король Владислав, выделивший на строительство немалые деньги. Особое покровительство строительству моста оказывала королева Юдит, в чью честь мост и был назван.

Строительство моста было начато в 1158 году, а завершено в 1172 году. Мост был построен в романском стиле, прототипом, вероятно, послужил каменный мост в Регенсбурге. Длина моста составляла около 514 метров, ширина его была около 10 метров, однако по направлению к району Мала Страна он сужался. Мост поддерживался с помощью 27 арок. Это был первый каменный мост в Чехии и он был один из самых длинных мостов в Европе того времени. Установлено, что мост был облицован блоками песчаника, которые скреплялись с помощью металлических скоб. Мост был украшен скульптурами, которые, вероятно, изображали коронацию Владислава чешской короной, проведённую в январе 1158 года по приказу императора Фридриха I Барбароссы. Согласно предположениям археологов, мост не был прямым, а имел изгиб. Его мостовое полотно было на 3-4 метра ниже, чем полотно Карлова моста. Мост имел важное стратегическое значение, поскольку был единственным мостом, соединявший оба берега.

В 1253 году управление мостом перешло в руки Ордена крестоносцев, основанного Анежкой, сестрой короля Вацлава I. В задачу ордена входило следить за его техническим состоянием, поскольку он немало страдал от частых наводнений. Тогда же по обеим сторонам моста строительным братством цистерцианцев из Бургундии были созданы башни с воротами. Их пилоны имели вид шестигранника. Кроме того, крестоносцы подняли полотно на метр, что сделало его шире. Для финансирования ремонтных работ за проезд по мосту брали пошлину.

3 февраля 1342 года во время ледохода арки моста оказались закупорены, в результате чего он был полностью уничтожен.

В 1357 году император Священной Римской империи и король Чехии Карл IV велел начать постройку нового каменного моста, позже названного Карловым. Его постройкой руководил Пётр Парлерж. Мост был сделан выше и шире, он был сдвинут южнее остатков Юдитиного моста.

В подвалах некоторых домов в Праге сохранились остатки арок от Юдитиного моста. Например, одна из арок располагается в подземелье Кржижовницкого монастыря на берегу Старого Города. Кроме того, на дне Влтавы сохранились основания опор. Сохранилась и одна из мостовых башен (так называемая Малая мостовая башня) в районе Мала Страна, известная также под названием «Юдитина башня». В настоящее время она является составной частью Музея Карлова моста.

Археологические исследования на месте моста

Остатки моста были обнаружены в 2009 году водолазами. Археологи обследовали обнаруженные остатки моста, составив на их основании модель моста.





Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Самые красивые мосты мира

Необычные мосты:

News image

Мегамост в Бангкоке

В Бангкоке, печально известном бесконечными дорожными пробками, с середины 90-х гг. XX в. началась реализация ряда масштабных проектов по ...

News image

Мост Акаси-Каике

Япония расположена в зоне высокой сейсмической активности, и тем не менее именно в этой стране в 1998 г. был построен самый длинный (на мо...

News image

Мост через залив Ханчжоувань

Полное название этого вантового моста — Великий мост через океанский залив Ханчжоувань. По завершении строительства, намеченного на 2008 г...

Самые красивые мосты:

News image

Мост Арпад в Будапеште

В начале ХХ в. бурное развите промышленности в Будапеште потребовало очередной переправы через Дунай. Ещё в 1908 г. был принят закон о стр...

News image

Мост Рио-Антирио: самый длинный из подвесных мостов

Греческий мост соединяет сразу два города – Антирио и Рио, его длина составляет две тысячи восемьсот восемьдесят два метра. Официальное на...

Мосты Европы:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Мосты России:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Мосты Америки:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image