Каменный мост

Мосты России - Мосты Санкт-Петербурга

каменный мост

Каменный мост располагается по продолжению Гороховой улицы, в месте ее пересечения с каналом Грибоедова. Он являет собой одного из немногих представителей подобных старейших строений в Санкт-Петербурге, которые не подверглись кардинальной реконструкции. Благодаря этому, в конструкции Каменного моста, можно увидеть сохранившуюся характерную технологическую особенность мостостроения 18 века – довольно крутой изгиб строения, часто встречающийся в арочных каменных сооружениях того времени.

Несмотря на то, что в Петербурге и по сей день насчитывается несколько каменных мостов, только этот мост через канал Грибоедова стал называться Каменным. Возможно, так произошло оттого, что именно это сооружение, стало первым каменным мостом в городе, где до того момента возводились лишь деревянные мосты. А может быть, мост получил свое красноречивое название потому, что в его облике особенно убедительно раскрыта своеобразная красота каменной кладки.

Известно, что в 1752 году на месте Каменного моста существовала деревянная свайная переправа, носившая название Средний мост. Каменный мост появился здесь немного позднее, в 1774-1778 годах. Построен он был по проекту инженера В. И. Назимова, и представил собой однопролетное арочное сооружение. Строительные работы по возведению первого каменного моста велись под руководством инженера И. Н. Борисова. Свод моста, имеющий параболическое очертание, выложили из гранита, а устои сооружения – из бутовой плиты. Фасады облицевали также гранитом. По первоначальному проекту, мост обладал четырьмя полукруглыми лестничными спусками к воде, которым не суждено было дожить до наших дней, так как в конце 19 века их ликвидировали. Облицовку Каменного моста составили гладкие блоки, которые чередуются с блоками, обработанными на четыре грани — так называемый «брильянтовый руст». Решетка повторила узор перил набережной канала. Длина моста составила 19,7 метра, ширина – 13,8 метра.

Каменный мост, охраняемый государством как ценный памятник архитектуры 18 века, мог и не сохраниться до настоящего времени. Он чуть не пал жертвой заговора революционеров  из общества «Народная воля» в 1880 году, когда при подготовке покушения на жизнь императора Александра II, под Каменный мост был заложен динамит. Мост должен был взорваться в момент проезда по нему экипажа государя. К счастью, мост не был взорван, так как народовольцы не были уверены в том, что заложенной взрывчатки достаточно для смертоносного обрушения моста. Тем не менее, царь был убит, на набережной того же канала, а мост и поныне существует. Заложенная под ним бомба, представлявшая собой 7 пудов динамита в четырех гуттаперчевых подушках, была обнаружена на дне канала весной 1881 года, во время следствия по «делу шестнадцати», когда Александр II был уже мертв.

Другим, интересным фактом из истории Каменного моста, стало то, что в начале 20-го столетия, когда в Санкт-Петербурге появились первые автобусы, въезды на мост оказались трудным препятствием для этих машин, поскольку были довольно крутыми. Дело доходило даже до  того, что в часы «пик» кондукторам приходилось просить пассажиров выйти и пройти мост пешком. Только после этого, разгруженная машина могла  преодолеть трудный подъем. На мосту высаженные пассажиры вновь занимали свои места, и автобус следовал дальше по Гороховой улице, катясь под уклон.

Нельзя оставить без внимания и немало известную металлическую стойку, на которой значится наименование данного сооружения. Эта стойка была единственной сохранившейся в 1949 году из подобных мостовых элементов. Поэтому по ней, как по образцу, были выполнены и установлены аналогичные стойки и на других моста Петербурга.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Самые красивые мосты мира

Необычные мосты:

News image

Мост Саншайн скайуэй

Протянувшийся на 8 км в устье залива Тампа мост Сан-шайн Скайуэй — один из самых длинных в мире. Его секции над землей и мелководьем ничем...

News image

Новый концепт от дизайнеров - природный мост

Ежегодно в мире открывается множество новых мостов, которые поражают не только своей красотой, но и оригинальным дизайном. Но в основном эти...

News image

Мост Акаси-Каике

Япония расположена в зоне высокой сейсмической активности, и тем не менее именно в этой стране в 1998 г. был построен самый длинный (на мо...

Самые красивые мосты:

News image

Мост дружбы

Катарская компания «Ад-Дияр» и французская «Vinci» возведут эстакаду длиной около 40 км. между Катаром и Бахрейном. Строительство моста ст...

News image

Мосты через Босфор

Мост через Босфор, или Ататюркский мост Закладка моста, которая была запланирована еще в 1950 г., была осуществлена только спустя 20 ле...

Мосты Европы:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Мосты России:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Мосты Америки:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image