Кокушкин мост

Мосты России - Мосты Санкт-Петербурга

кокушкин мост

Кокушкин мост, расположенный через канал Грибоедова, соединяет собой Кокушкин и Столярный переулки. Названный так по фамилии купца Василия Кокушкина, дом которого находился на углу Садовой улицы и Кокушкина переулка, этот мост был построен в конце 18 века, одновременно с окончанием работ по возведению гранитных стенок на набережных канала. В то время, в 1790 году,  Кокушкин мост был деревянным, однопролетным и имел каменные, одетые в  гранит  опоры, а так же деревянное балочное пролетное строение.

Интересно, что мост, именовавшийся долгое время двояко - и Кокушкин, и Какушкин, сумел получить не только историческое, но и литературное наследие, так как умудрился ни раз попасть на страницы произведений известных русских классиков. Так, в 1829 году, в знаменитой ответной эпиграмме на рисунок А.В.Нотбека,  А.С. Пушкин пишет:

Вот перешед чрез мост Кокушкин,

Опершись ж... о гранит,

Сам Александр Сергеич Пушкин

С мсье Онегиным стоит...

В другом случае, Кокушкин мост становится местом, с которого начинают развиваться события в романе Ф.М.Достоевского Преступление и наказание , происходящие затем в районе этого строения. Упоминание о Кокушкином мосте можно отыскать и в неоконченной повести М. Ю. Лермонтова «Штосс», где автор рисует утро у Кокушкина моста: «По тротуарам лишь изредка хлопали калоши чиновника, — да иногда раздавался шум и хохот в подземной полпивочной лавочке, когда оттуда вытаскивали пьяного молодца в зеленой фризовой шинели и клеенчатой фуражке. Разумеется, эти картины встретили бы вы только в глухих частях города, как например... у Кокушкина моста».

Не обошел своим вниманием Кокушкин мост и сам Н.В.Гоголь. В конце 1829 года будущий великий писатель, а в то время еще никому не известный Н. В. Гоголь-Яновский, поселился в большом доме у Кокушкина моста, принадлежавшего в то время купцу и ростовщику И. Д. Зверкову. Вечером, после утомительной службы в департаменте, куда он устроился работать, Гоголь садился к окну, чтобы не жечь свечи, брал перо, и писал свои бессмертные шедевры. Так родились известные всему миру «Вечера на хуторе близ Диканьки». Характерная гоголевская черта – направлять своих героев в те же места, где побывал он сам, коснулась и дома Зверкова. В своих «Записках сумасшедшего», Гоголь приводит сюда Поприщина, причем тем же путем, каким сам обычно возвращался домой из департамента: «Перешли в Гороховую, поворотили в Мещанскую, оттуда в Столярную, наконец к Кокушкину мосту и остановились перед большим домом. «Этот дом я знаю, — сказал я сам себе. — Это дом Зверкова».

Такое притягивание мостом мыслей многих литературных деятелей, кажется даже мистическим. Подтверждением этому становится заявление заслуженного геолога России, кандидата геолого-минералогических наук Е.К.Мельникова, который утверждает, что под землей Петербурга насчитывается, по меньшей мере, 25 геоактивных зон, отрицательно влияющих на самочувствие, поведение и творческую энергию человека при длительном пребывании в этой зоне. Одна из подобных зон располагается в районе Сенной. Геологический разлом идет от этой площади до самого канала Грибоедова, и далее по нему до Вознесенского проспекта. Затем, поворачивая на Вознесенский, разлом проходит до Офицерской улицы, и следует обратно, до Сенной, образуя тем самым своего рода «Бермудский треугольник» Петербурга. В него целиком помещается охранная зона Достоевского, а значит, и Кокушкин мост, и Столярный переулок. Так, может быть, здесь и кроется секрет литературного притяжения великих русских писателей и мистических настроений созданных ими героев? Ответ остается загадкой. Но, вернемся от мистики к самому Кокушкину мосту, речь о котором здесь и ведется.

В 1872 году Кокушкин мост капитально отремонтировали, при чем новое пролетное строение изготовили по образцу старой конструкции. В дальнейшем, вплоть до 1946 года, мост так же неоднократно ремонтировали, однако его внешний вид существенно не изменялся. Произошло это лишь в 1946-1947 годах, когда по проекту инженера Б. Б. Левина и архитектора Л. А. Носкова, Кокушкин мост перестроили, из-за ветхого состояния деревянных конструкций и разрушения кладки опор, превратив его в однопролетное металлическое сооружение. Старые опоры моста были полностью разобраны, а в основание новых устоев забили по 170 свай. Пролетное строение моста стало состоять из восьми двутавровых сварных балок. Фасады моста декорировали стальными листами с прикрепленными к ним литыми фрагментами. Перильные ограждения отлили из чугуна и сделали на устоях, копируя ограждения набережных канала. Длина нового Кокушкина моста составила 19 метров, а его ширина – 13 метров.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Самые красивые мосты мира

Необычные мосты:

News image

Водные мосты для больших кораблей и маленьких лодок

Когда-то очень давно люди освоили технологию строительства мостов, но вначале это были примитивные мосты из дерева, но и они с годами соверш...

News image

Магдебургский водный мост

Зачем вообще строят мосты? А Вы видели когда-нибудь мост для судов – водяной мост. Ранее, когда моста еще не было, судам доводилось делать...

News image

Самые необычные в мире мосты

Необъяснимо, но такие огромные и разнообразные по своему строению сооружения, как мосты, вызывают у людей интерес и восхищение. Даже, когда ...

Самые красивые мосты:

News image

Мосты через Босфор

Мост через Босфор, или Ататюркский мост Закладка моста, которая была запланирована еще в 1950 г., была осуществлена только спустя 20 ле...

News image

Мост Маргит, Будапешт

Мост Маргит, за время своего существования, неоднократно подвергался различным, иногда весьма значительным, перестройкам. Покрытие моста п...

Мосты Европы:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Мосты России:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Мосты Америки:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image