Николаевский цепной мост в Киеве

Мосты Европы - Мосты Киева

николаевский цепной мост в киеве

Николаевский цепной мост (укр. Миколаївський ланцюговий міст) — мост через Днепр, существовавший в 1853—1920 годах в Киеве.

Автор проекта — уроженец Ирландии, британский инженер Чарлз Виньоль (1793—1875). Шестипролётный мост из железных конструкций, изготовленных в Великобритании, был заложен в 30 августа (11 сентября) 1848 года после утверждения проекта императором Николаем I, в честь которого впоследствии мост получил свое название. Мост был освящен 28 сентября (10 октября) 1853 года в один день с освящением памятника князю Владимиру. Постоянное движение по мосту было открыто в 1855 году.

Мост длиной 776 м и шириной 16 м стал одним из крупнейших архитектурных достижений своего времени, превзойдя сооружённый за несколько лет до него Цепной мост Сечени в Будапеште. Серебряная модель моста была выставлена в Лондоне в Хрустальном дворце на Всемирной выставке 1851 года.

На пяти облицованных гранитом опорах-«быках», были сооружены порталы в виде полукруглых арок с башнями в стиле английской готики. На опоры поместили специальные короба, через которые провели цепи из железных звеньев. Мостовое полотно состояло из решетчатых балок, которые крепились к цепям с помощью железных прутьев. Проезжая часть — деревянная. Фундаментом промежуточных опор служил бетонный массив, заложенный прямо на грунте в огороженной перемычками впадине.

Для пропуска судов мост имел разводную секцию у правого берега, которая приводилась в движение поворотным кругом с помощью всего четырех человек. Она действовала не в течение всей навигации. Тогдашние судна нормально проходили под Цепным мостом, и только весной, когда уровень воды существенно поднимался, приходилось прибегать к проходу под разводной секцией. К концу ХІХ века в результате обмеления Днепра в районе разводной секции, а также малой ее ширины (всего 50 футов), ставшей к тому времени препятствием развитию речного судоходства, было принято решение о реконструкции моста. Среди прочих рассматривался проект Н. А. Белелюбского по реконструкции поворотной секции. В результате проведённого конкурса в 1897 году был принят проект киевского инженера Аполлoна Лосского. В июне — октябре 1898 года была проведена реконструкция моста. Разводную секцию заменили стационарной, нарастили высоту арки центральной опоры, полотно моста подняли к центру на 11 футов (3,4 м), а фарватер реки углубили. На время закрытия движения по мосту переправа осуществлялась с помощью двух паромов.

Продолжением Николаевского цепного моста были Русановские мосты через левобережную пойму и пролив.

В 1912 году по Цепному мосту открыли движение бензотрамвая.

9 июня 1920 года мост был взорван по приказу генерала Э. Рыдз-Смиглы отступавшими польскими войсками.

10 мая 1925 года был открыт новый мост балочной конструкции, построенный по проекту академика Е. О. Патона на сохранившихся опорах Цепного моста и названный в честь советской партийной деятельницы Евгении Бош.

19 сентября 1941 года разрушен окончательно, взорван отступающей Красной армией. После Великой Отечественной войны не восстанавливался.

Опоры моста сохранились до середины 1960-х годов, некоторое время они использовались для линии электропередач и были взорваны после сооружения моста Метро, который построили несколько севернее.

Весной 2010 года, вследствие временного понижения уровня воды, можно было увидеть остатки трёх опор Цепного моста.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Самые красивые мосты мира

Необычные мосты:

News image

Виадук Милло

Состоявшееся в декабре 2004 г. открытие виадука Милло стало торжественным событием международного значения. Это сооружение сразу назвали ш...

News image

Мост Моисея

В Голландии, ну а точнее в Хальстерене существует достаточно интересное сооружение, то есть водный мост, предназначенный для людей, кот...

News image

Мост Акаси-Каике

Япония расположена в зоне высокой сейсмической активности, и тем не менее именно в этой стране в 1998 г. был построен самый длинный (на мо...

Самые красивые мосты:

News image

Мост Рио-Антирио: самый длинный из подвесных мостов

Греческий мост соединяет сразу два города – Антирио и Рио, его длина составляет две тысячи восемьсот восемьдесят два метра. Официальное на...

News image

Карлов Мост, Прага

Карлов Мост – это каменный мост в готическом стиле, который соединяет районы Праги - Старый Город и Мала Страна. Его фактически называли К...

Купить объёмную стойку

Мосты Европы:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Мосты России:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Мосты Америки:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image