Мосты России - Мосты Санкт-Петербурга
Эрмитажный мост, построенный через Зимнюю канавку, близ Эрмитажа, как и Прачешный мост был возведен одновременно с постройкой гранитных набережных реки Невы в 1763-1766 годах, и является одним из старейших мостовых сооружений Санкт-Петербурга.
Надо сказать, что возведенный мост удачно вписался в окружающий его пейзаж благодаря своим закругленным продольным тягам, удачно завершающим подпорные стенки набережных и изящные выступы парапетов в сторону воды, которые, огибая контур моста, сливаются с аналогичными тягами набережных Невы.
Ранее, в 1718 – 1720 годах, на месте современного Эрмитажного моста, существовал деревянный подъемный мост, построенный вместе с возведением деревянных береговых стенок, и именовавшийся Зимнедворцовым. На протяжении почти полувека это деревянное сооружение периодически перестраивалось. В 1763-1766 годах ему пришлось уступить свое место новому, каменному мосту, красиво облицованному гранитными плитами правильной разрезки. Такое оформление моста, явилось большим художественным событием, так как в то время в Петербурге только начали появляться подобные каменные сооружения, которые имели абсолютно новые формы и очень гармонично сочетались с такими же, каменными набережными, отличавшимися простым профилем и строгостью очертаний.
Более полутора столетий Эрмитажный мост прослужил в таком своем гармоничном виде. За это время изменениям подверглась лишь его проезжая часть, когда булыжный покров ее был заменен деревянными торцами, а позже им на смену пришел асфальт.
В 1933 году было проведено обследование технического состояния этого сооружения, которое показало возникновение деформации в различных его частях, произошедшее под воздействием влаги. В частности, было обнаружено, что основания устоев моста размылись и от того обнажились «головы» передних рядов деревянных свай, кладка свода разрушилась, швы между камнями в некоторых местах разошлись, а некоторые из них и вовсе – исчезли. Стало ясно, что дальнейшая эксплуатация Эрмитажного моста может привести к его полному обрушению, вследствие чего требовалась срочная реконструкция этого старейшего строения.
В 1934 году, сотрудниками Ленмосттреста, инженером А. Д. Саперштейном и архи-тектором К. М. Дмитриевым, был разработан проект переустройства Эрмитажного моста, который предусматривал замену каменного свода железобетонным, с увеличением его ширины в сторону Невы на 1,44 метра. Кроме того, планировалось уменьшить строительную высоту пролетного строения на 0,5 метра, что должно было позволить смягчить продольные уклоны спуска к Зимнему дворцу с 8 до 4,5 и до 2,5%, от чего мост становился чуть менее «горбатым». Утверждая представленный проект переустройства моста, Архитектурный комитет Петербурга порекомендовал удалить подставки для фонарей, установленные в 19 веке. В остальном же, было предложено полностью сохранить прежний силуэт моста: его кривизну, выпуклость парапетов, уклоны въездов. Таким образом, после капитального ремонта, изменилась только конструкция свода Эрмитажного моста, а его исторические, архитектурные формы остались сохраненными в абсолютной чистоте, и, как раньше, продолжают «звучать в унисон» с архитектурным ансамблем двух других каменных «горбатых» мостов, с набережными Невы и с окружающими его зданиями Государственного Эрмитажа. При этом, длина моста составила 22,1 метра, ширина – 15,2 метра, в том числе ширина тротуаров – 2,1 и 2,08 метра, которые сопряжены ступенями: по пять в верховой стороне и по две - с низовой.
Говоря об Эрмитажном мосте, нельзя не упомянуть об одном художественном качестве его окружения, возникшее уже в первые десятилетия существования этого строения. Ведь здесь сформировался уникальный, яркий архитектурный фон, созданный в результате постепенного изменения внешнего облика комплекса зданий, ныне занимаемых Эрмитажем. Очевидно, что в этой среде, Эрмитажный мост играет далеко не последнюю роль. Когда здания Старого Эрмитажа и Эрмитажного театра были соединены через Зимнюю канавку переходом-галереей, имеющим форму арки, произошло то, чего, может быть, не ожидали даже сами авторы, создавшие его. Дело в том, что если взглянуть с Первого Зимнего моста вдоль канавки, то можно увидеть открывающуюся взору изумительную перспективу, замыкаемую, как раз, Эрмитажным мостом. Овальные арки моста и перехода настолько гармонично сочетаются друг с другом, что создают неповторимую поэтическую игру линий. Отражаясь в водах канавки, они своим гранитом и решетками, образуют с прибрежными зданиями высокохудожественный ансамбль, который оставляет по истине неизгладимые впечатления. Думается, что подобную архитектурную композицию, полную очарования и живописной обаятельности, не найти в других городах мира. Этот красивейший уголок Петербурга удивительным образом сочетает в себе классическую строгость и прелесть русской архитектурной красоты. Бесспорно, что этот замечательный ансамбль олицетворяет собой культурное беспримерное наследие нашей страны, из которого художники, поэты и декораторы всего мира, черпают темы и сюжеты для своего творчества. Архитекторы стремятся сюда, чтобы изучить высокие образцы классического наследия. Художники отображают на своих полотнах отдельные фрагменты этой красоты. Декораторы переносят на сцены театров уникальные архитектурные элементы. Фотографы делают неповторимые снимки, которые впоследствии находят место на страницах книг и альбомов. И, наконец, сюда приходят просто ценители красоты, чтобы воочию увидеть все великолепие и окунуться в магию этого места, бережно охраняющегося государством.
Читайте: |
---|
Мост через пролив ЭресуннРасстояние между столицей Дании — Копенгагеном и побережьем Швеции по морю составляет всего 15 км. В давние времена, в XVII—XVIII вв., вод... |
Использование домашней аппаратной косметологииКаждая девушка желает иметь прекрасный внешний вид, однако, далеко не всегда можно найти время и средства на посещение салонов красоты. В св... |
Мост Акаси-КаикеЯпония расположена в зоне высокой сейсмической активности, и тем не менее именно в этой стране в 1998 г. был построен самый длинный (на мо... |
Бруклинский Мост, Нью-ЙоркБруклинский Мост, один из самых старых висячих мостов в Соединенных Штатах, протягивается на 5 989 футов (1825 м.) по Ист-Ривер, соединяя ... |
Главков мост, ПрагаГлавков мост соединяет Голешовице с Карлином через Влтаву, а также остров Штванице. Возводился этот мост в два этапа. Первый этап проходил... |