Мосты России - Мосты Архангельской области
Текст: Дмитрий Крюков, координатор Клуба транспортных путешественников. Фото автора.
Еще лет 10 назад по России было разбросано огромное количество городов и городков, куда цивилизация в виде китайских вещей, сникерсов и жвачек еще не дошла. Теперь таких мест совсем немного, и с каждым годом их становится все меньше.
Бить тревогу, впрочем, наверное, бессмысленно – против лома, как известно, нет приема. Хотя цивилизация – цивилизацией, но немного печально, когда глухие ж/д ветки разбираются в ущерб средненьким автодорогам, мосты напрочь убивают все судоходство на больших реках, а продукция местных заводиков вытесняется заводами-гигантами из областных центров.
Чересчур сожалеть не стоит – мы, в конце концов, не в зоопарке. Может, обитателям этих мест теперь будет лучше жить.
Но несколько фрагментов ускользающей красоты безусловно достойны того, чтобы о них написали. Один из них – Верхняя Тойма в Архангельской области.
Сразу оговорюсь, что я не являюсь крупнейшим специалистом по этому району – я был там недолго; правда, утешает, что из моих знакомых там вообще никто не был. Как оказалось, зря.
Предыстория вопроса такова: крупнейшая река на территории Архангельской области, как известно, – Северная Двина. Она связывает три крупнейших города области – Северодвинск, Архангельск и Котлас, и основная жизнь в южной части региона сосредоточена как раз по ее берегам. Еще лет 10 назад из Архангельска в Котлас можно было добраться только по железной дороге, ибо на всем протяжении Двины от Архангельска не было моста, а паромы объективно не могли справляться с большим автомобилепотоком. Разумеется, процветало и судоходство по Двине: развивались множество мелких портов – Красноборск, Зеленник…
Однако потом на очередной экономический кризис наложилось и еще одно важное изменение: в Котласе построили огромный автомобильный мост, трасса Архангельск – Великий Устюг резко свернула туда, и судоходство встало. Городки быстро приспособились к новым реалиям, а на реке, кроме паромов, практически ничего не осталось.
Кроме, по большому счету, одного места – райцентра Верхняя Тойма. Верхней Тойме посчастливилось оказаться на другом берегу от основных событий (и от большей части своего района) – и Тойма не подчинилась.
От Верхней Тоймы к дороге ходит сейчас по-прежнему только паром, и это единственный хоть сколько-нибудь крупный порт между Архангельском и Котласом.
Верхняя Тойма порядочно страдает от такого своего местоположения: например, в городе есть замечательная юношеская команда Заря по хоккею с мячом, которая в своей возрастной категории громит практически всех. А вот взрослой команды в городе нет: я так и представляю себе какой-нибудь красноярский Енисей , который собирается лететь на календарный матч в Верхнюю Тойму, а им говорят: А там аэропорта нету-с… Только от Котласа на автобусе три часа-с, а потом по льду-с, пешком-с .
Зато в Верхней Тойме все мосты деревянные. Мостов там почему-то много – то ли потому, что много мелких ручьев и речушек, то ли Двина по весне сильно разливается. И все мосты – со своим характером, эффектные и красивые. А один – так вообще достоин внесения в какой-нибудь перечень памятников культуры ЮНЕСКО.
Когда паром делает поворот и начинает приближаться к порту Верхней Тоймы, те, кто приезжают в сюда впервые, не могут оторвать глаз от величественного подвесного деревянного моста над одним из притоков Северной Двины.
На рассвете или закате он смотрится особенно красиво.
Две высокие деревянные башенки, поле, река и сорок метров деревянной дорожки.
Минимализм по-русски, или одно из самых красивых мест, которые я когда-либо видел.
Хотя бы ради него одного стоит приехать в Верхнюю Тойму.
В остальном городок тоже очень симпатичный, гордый и независимый: отзывчивые люди, своя типография, своя газета Заря , краеведческий музей и теплоходик Ерга , по вечерам работающий вместо парома.
Индустрия в районе держится на расположенном неподалеку поселке Двинской со своим лесоперерабатывающим предприятием, в самой Тойме фабрик практически нет. Для любителей железнодорожной экзотики: в районе есть пара узкоколеек, одна из них – в поселке Авнюга на Архангельской трассе – крупная и вполне действующая.
Тойма – одно из немногих мест с колоритом.
Когда я там был, колорит усилился тем, что у причала стоял легендарный колесный пароход Николай Гоголь 1911 года постройки.
В нормальный рейс Гоголь уже не ходит, но туристов периодически возит, привез кого-то и тогда.
Пароход гордо дымил и вполне походил на коренного обитателя Верхней Тоймы, органично вписываясь в ландшафт.
Я уезжал на пароме, а Николай Гоголь шел впереди. 82 кадра (!!!) я потратил на него на фоне заката и тойменских берегов. И, поверьте, оно того стоило. Дальше был матч Россия – Греция в избушке-кафе у шоссе и автостоп в Москву длиною в сутки...
Добраться до Верхней Тоймы можно от Котласа автобусами до самой Тоймы, Архангельска, Новодвинска и Северодвинска (все по разу в сутки), из Архангельска, соответственно, автобусами до Тоймы, Двинского, Котласа и Великого Устюга, но это заметно дольше. Еще между Архангельском и Котласом иногда ходит теплоход Адмирал Кузнецов . Это эффектное средство передвижения, но весьма нестабильное.
Приятных подвесных мостов!
29 ИЮЛЯ 2004 18:34
Читайте: |
---|
Мост над горным ущельемМост Нью-Ривер над глубоким ущельем в холмистом районе Западной Вирджинии — настоящий шедевр инженерного искусства. На момент завершения с... |
Мост Акаси-КаикеЯпония расположена в зоне высокой сейсмической активности, и тем не менее именно в этой стране в 1998 г. был построен самый длинный (на мо... |
Водные мосты для больших кораблей и маленьких лодокКогда-то очень давно люди освоили технологию строительства мостов, но вначале это были примитивные мосты из дерева, но и они с годами соверш... |
Мост Арпад в БудапештеВ начале ХХ в. бурное развите промышленности в Будапеште потребовало очередной переправы через Дунай. Ещё в 1908 г. был принят закон о стр... |
Сиднейский мостЕсли говорить о ширине, нельзя не упомянуть мост в гавани Сиднея. Чтобы его перейти поперек, придется преодолеть сорок восемь метров. Если... |