Мост, которого нет

Мосты России - Мосты Красноярского края

мост, которого нет

18.10.2007

Летом этого года в стране объявили конкурс «Семь чудес России». По итогам голосования в июле был составлен Top-21, в котором наш Красноярск оказался на 13-й строчке, хотя сейчас он сместился на 17-ю позицию. «Чудом» признали железнодорожный мост через Енисей, построенный в 1899 году. Вот только это уникальное сооружение инженерной мысли, прогремевшее когда-то на весь мир вместе с башней Эйфеля, уже кануло в Лету.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Решение о возведении первого моста через Енисей было принято в связи с масштабным строительством Транссибирской магистрали в 1893 году. Сам по себе Транссиб (Великий Сибирский путь) тоже является грандиозной стройкой века. Тем более, что тысячи километров железной дороги проложили в кротчайшие сроки в малоизученных сибирских районах. Вечная мерзлота, непролазные чащи, таежные сопки, многочисленные реки и суровые зимы не стали строителям помехой, и на отдельных участках поезда по железнодорожной колее курсировали уже в 1895 году.

В тот же год известный петербургский инженер Лавр Проскуряков завершил работу над проектом первого мостового перехода через Енисей – Красноярского железнодорожного моста. И красноярский архитектор, инженер-механик Евгений Кнорре, работавший на сооружении мостов через Днепр и Волгу, был назначен руководителем строительства. Но пока суд да дело, к его возведению приступили только в конце августа 1896 года.

Мост строился на семи быках и двух устоях. Ограждения фундаментов опор выполняли по новой технологии в виде железных и деревянных кессонов, уходивших под воду до 20 метров. Именно эти сооружения были спроектированы лично Кнорре. В дальнейшем его разработка «привилегированной системы» активно применялась на мостах рек и ручьев по всей Транссибирской магистрали. Благо, дерева в Сибири всегда было в изобилии, да и технология позволила удешевить строительство трассы.

На деле оказалось, что прочность деревянных кессонов не уступает железным. Впрочем, для сибиряков это не было новостью, ведь из века в век нижние венцы домов делали из лиственницы, которая со временем становилась только крепче. Именно это дерево закупали итальянцы, используя его для опор в Венеции.

Но вершиной проекта Евгения Кнорре стала ажурная часть шести фермы из литого железа, поставленная на быки, облицованные местным гранитом. Ширина пролетов между опорами впервые достигла 144,45 метра, а высота 21,64 метра. На стальные части потратили 900 тонн металла – это в несколько раз меньше, чем при возведении подобных конструкций. И еще. Постройкой моста занимались преимущественно в зимнее время, так как летом быстрое течение Енисея, частые дождевые паводки, кустарники и бревна, несущиеся по воде, служили непреодолимым препятствием для работ. Как бы там ни было, строительство моста завершилось 28 марта 1899 года – на шесть месяцев ранее обусловленного срока!

По традиции, в фундамент одного берегового устоя уложили камень с крестом, на который положили манускрипт с датой завершения строительства, с фамилиями мастеров-строителей и почетных гостей. Во время молебна в честь открытия моста на камень высыпали золотые и серебряные монеты, а затем его закрыли другим камнем и зацементировали.

ОТ ЕНИСЕЯ ДО БЕРЕГОВ СЕНЫ

Красноярский железнодорожный мост изначально был назван «Царским». Это действительно был «царский подарок» для города – теперь можно было круглогодично перебираться через сибирскую реку, не ожидая, когда Енисей станет или, наоборот, по нему пройдет ледоход.

В день открытия моста было выдвинуто предложение представить его макет в качестве составной части экспозиции Великого Сибирского пути на первой Всемирной выставке в Париже, что и сделали.

В 1900 году на Парижской выставке модели моста и деревянного кессона системы инженера-механика Евгения Кнорре были выставлены на всеобщее обозрение. Посетителей особенно удивляли фотоснимки возведения уникального сооружения в условиях сибирских морозов.

Решением жюри железнодорожному мосту через Енисей была присуждена Большая золотая медаль (гран-при). Такую же медаль получила и принимающая сторона – Франция, за сооруженную специально к выставке инженером Густавом Эйфелем 317-метровую стальную башню. Вот только башня и по сей день стоит в Париже, а Красноярский железнодорожный мост, отработавший 103 года, решено было демонтировать. Причем, последние десятилетия мост-труженик построенный во времена паровозов, выдерживал многотонные грузовые составы тепловозов.

Я хорошо помню тот мост, который никаким глобальным реконструкциям в свою бытность не подвергался. По нему ездили электрички, но однажды они просто перестали ходить. А потом началась перестройка, появилось столько проблем, что стало не до этого моста.

Сегодня об этом решении можно только пожалеть, но изменить уже ничего нельзя. А если учесть, что Красноярск претендует на проведение на своей территории Всемирной выставки в 2020 году, то такой инженерный шедевр позапрошлого века бы очень кстати. Вот только если бы да кабы…

Кстати, в XX веке ученые ЮНЕСКО назвали Красноярский мост «вершиной человеческой инженерной мысли». Это сооружение упоминается в изданном в 1991 году «Атласе чудес света», где перечислены выдающиеся архитектурные памятники всех стран. В разделе Россия наш «земляк» стоял наряду с Кремлем и Петродворцом.

Нельзя сказать, что инженерное сооружение не пытались сохранить для потомков, пробовали. В 1986 году Министерство культуры страны юридически оформило мост как памятник инженерной строительной техники и отечественной архитектуры «местного значения». Но по российским законам все траты по сохранению таких памятников ложатся на плечи собственника, в данном случае – на Красноярскую железную дорогу (КЖД). Не желая нести непонятные затраты, КЖД искало убедительные доводы, чтобы разобрать пролеты моста и сдать их в металлолом. Любые проекты, будь то реконструкция моста, его переделка в закрытый пешеходный или двухъярусный автомобильный, собственником отклонялись.

«Объектом культурного наследия федерального значения по Красноярскому краю» мост так и не стал, хотя входил в список подписанный бывшим губернатором Александром Лебедем. Документ составили и направили в Министерство культуры РФ, но решение по объекту так и не было принято.

В ПЛЕНУ СУДЬБЫ

Какая-то надежда появлялась в 1999 году, когда был создан фонд «Мост-1999» и попытались собирать средства для спасения памятника. Даже создали комиссию, которая решала вопрос о переносе металлических ферм моста целиком, одного пролета или отдельных фрагментов. Но из-за недостаточного финансирования дальше разговоров дело не пошло.

Очередная надежда, что объект удастся сохранить, появилась в 2001 году, когда ЮНЕСКО включило наш мост в Предварительный список объектов Всемирного наследия «памятников, находящихся под угрозой исчезновения». Но и это решение не надолго продлило его существование.

Скандал вокруг моста-памятника разразился 21 октября 2002 года, когда обнаружили, что КЖД приступила к разбору пролетов, заключив договор подряда с Красноярским Мостоотрядом №7. На эти цели Министерство путей сообщения РФ на основании своей ведомственной экспертизы, оценившей объект как «опасный для судоходства и для соседних двух мостов», выделило на демонтаж 240 млн рублей.

Работы признали незаконными, так как мост являлся памятником, а с учета «объектов, находящихся под охраной государства» его никто не снимал. Краевой комитет по охране и использованию памятников истории и культуры составил необходимые документы по возбуждению уголовного дела по статье 243 УК РФ (от 2 до 5 лет) и направил их в прокуратуру железной дороги и районное отделение милиции, на которой находился памятник. В течение месяца удалось приостановить работы. Ситуацией вокруг моста-памятника заинтересовались в ЮНЕСКО и в международной организации по сохранению культурных ценностей КАМУС. В правительство РФ и в администрацию края были направлены письма с требованием принятия срочных мер по прекращению уничтожения инженерного шедевра. Но бумага, как говорится, и не то видала.

В общем, все в один голос заявляли, что железнодорожный «дореволюционный» мост является историческим объектом Красноярска, как многие другие памятники и музеи города. Собственник тоже кивал головой, но не счел необходимым сохранить это культурное наследие региона. Аргумент: он зажат с двух сторон другими мостами, до одного из них 18 метров, а до другого 12 – его надо срочно разобрать, он опасен.

Вот только на этот счет у многочисленных экспертов была неоднозначная точка зрения. И насколько он был аварийным, вопрос оставался спорным.

МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

В 2003 году автору этих строк тогда еще заместитель председателя краевого комитета по охране и использованию памятников истории и культуры Александр Лавров заявил, что перевезти пролеты можно было еще в 1987 году:

«Проектировщики составили технико-экономическое обоснование переноса ферм на подтопленные понтоны и перевоза их в другое место. Но на КЖД производственные работы признали опасными, и проект переноса не утвердили. В настоящее время перенести мост целиком уже не удастся, тем более что 2 пролета демонтировали. Но есть возможность спасти хотя бы один пролет. Если разрезать фермы на части, а затем смонтировать, то использовать конструкцию «из кусочков» нельзя: она не способна выдерживать какие-либо нагрузки. К тому же у моста практически неразрезные верхние и нижние пояса, хотя мягкая сталь многих элементов гораздо качественней той, что применялась при строительстве железнодорожного моста 1936-1937 годов. Поэтому восстановленный исторический мост можно будет использовать только как экспонат для обзора».

Он надеялся, что удастся сохранить один из пролетов – разобрать ферму на крупные фрагменты, а затем собрать и музифицировать. Конечно, можно сделать копию данной конструкции, но чтобы она имела историческую ценность, осуществлять ее следует по той же технологии, какая применялась в 1896-1899 годах.

Главный инженер Мостоотряда № 7 Валерий Красильников  тогда же говорил, что коррозия листов металла из-за влажности на Енисее достигла своего предела, и мост находится в аварийном состоянии. Об этом свидетельствовала проведенная КЖД экспертиза:

«В XIX веке использовали мелкий прокат по 150 метров, а для усиления клепали пакетами по 6-7 листов. Кованые заклепки-болты, которые их сплачивали, сегодня просто вылетают. Он опасен для жизни людей, и его необходимо срочно разобрать».

В общем, цель была поставлена и чтобы дело не задержалось в судах, КЖД обратилась в Законодательное собрание Красноярского края с просьбой вычеркнуть мост из списка объектов культурного наследия региона. Были представлены четыре технические экспертизы, согласно которым металл давно выработал свой ресурс и пришел в полную негодность. Краевые парламентарии проголосовали и вынесли мосту-памятнику приговор: разобрать.

ЧТО ИМЕЕМ – НЕ ХРАНИМ, ПОТЕРЯВШИ ПЛАЧЕМ

И теперь у красноярцев остались только воспоминания об уникальном историческом памятнике. А дореволюционный металл пустили в металлолом и переплавили. Кстати, разбирали мост долго, так как конструкция оказалась прочнее всех экспертиз и резалась с трудом. Может, где-то и лежат фрагменты моста, но не во дворе краеведческого музея.

В течение его демонтажа не утихали предложения о переносе фрагментов, пока это было возможно. Предлагали установить одну ферму на родине Виктора Астафьева, в селе Овсянка. Или сделать пешеходный мост пролета в краевом центре от острова Отдыха через Абаканскую протоку в район Пашенного. Были предложения об установке его через Качу, и многие другие проекты.

Но статус у памятника не менялся, а денег ни российские, ни международные организации не выделили. Если сначала и пытались отстоять исторический объект, то постепенно пыл угас и всё спустили на тормозах. А между тем, от частных компаний тоже поступали предложения по сохранению железнодорожного моста.

Вице-президент Красноярской региональной общественной организации Союза архитекторов России Алексей Мякота рассказывал, что часть моста-памятника арендатор Центрального парка Красноярска предлагал за счет собственных средств перенести в район парка и установить через протоку. Предлагалось сделать смотровые площадки, открыть кафе и даже какие-то аттракционы:

«Рядом можно было построить музей, в котором рассказывалось бы о данном инженерном шедевре. Это одно из условий ЮНЕСКО для выделения финансирования. Но разрешение властей о переносе пролета не было получено».

В общем, компромисс так и не нашли. Хотя в 2006 году разговоры вокруг памятника вспыхнули с новой силой и активно обсуждали возможность переноса одного пролета на Качу. Красноярцы поддержали проект крытого пешеходного моста. Железнодорожники пошли навстречу архитекторам, и пока готовилась техническая документация, приостановили демонтаж. Спонсоры были готовы выделить на проект около 1,5 млн долларов. Планировалось, что летом 2007 года строители приступят к работам. Но лето, уже закончилось, а дело так и не было сделано.

Наверное, этот мост по праву вошел в Топ-21, но только предъявлять жителям России красноярцам нечего. Это действительно был памятник первопроходцам-строителям Транссибирской магистрали. Вот только он остался в прошлом.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Самые красивые мосты мира

Необычные мосты:

News image

Мост Заким

В ходе решения сложных инженерных задач нередко рождаются настоящие шедевры архитектуры. Так было и в случае с заменой двухуровневого мост...

News image

Мост Саншайн скайуэй

Протянувшийся на 8 км в устье залива Тампа мост Сан-шайн Скайуэй — один из самых длинных в мире. Его секции над землей и мелководьем ничем...

News image

Новый концепт от дизайнеров - природный мост

Ежегодно в мире открывается множество новых мостов, которые поражают не только своей красотой, но и оригинальным дизайном. Но в основном эти...

Самые красивые мосты:

News image

Мост Маргит, Будапешт

Мост Маргит, за время своего существования, неоднократно подвергался различным, иногда весьма значительным, перестройкам. Покрытие моста п...

News image

Мосты через Босфор

Мост через Босфор, или Ататюркский мост Закладка моста, которая была запланирована еще в 1950 г., была осуществлена только спустя 20 ле...

Мосты Европы:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Мосты России:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Мосты Америки:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image