Крепостной мост (до 1918 года — Абоский мост, в 1918—1929 годах — мост Турку, в 1929—1941 годах — Замковый мост) — первый постоянный мост через Крепостной пролив в Выборге. Соединяет историческую часть города и остров Твердыш, связывая Центральный и Петровский микрорайоны.
Расположение
Соединяет Островную улицу и Петровскую набережную (остров Твердыш) с Крепостной улицей и набережной 30-го Гвардейского Корпуса.
Соединён дамбой с Замковым островом.
Название
Первоначально мост назывался Абоским (швед. Abo bro), так как Выборг был конечным пунктом так называемой старинной Королевской дороги, уходившей из города Турку (по-шведски — Або) на восток.
C 1918 года город Або переименовывают в Турку, и, вслед за этим, меняется название моста на «мост Турку» (фин. Turun silta). Позже, в 1929 году, мост получает название «Замковый» (фин. Linnansilta), по расположению в непосредственной близости от выборгского замка. Современное название моста, являющееся неточным переводом предшествующего, утверждается Виипурским горсоветом в 1941 году.
История
Первоначально Замковый остров, на котором расположен выборгский замок, сообщался с полуостровом посредством двух подъёмных мостов. Первый мост, соединяющий берега Крепостного пролива, был построен в XVI веке. Мост был деревянным и располагался на месте современного Крепостного моста.
Необходимость реконструкции моста возникла в связи с началом судоходства по Сайменскому каналу в 1856 году. Первый от полуострова пролет сделали разводным отодвигаемым. Современники восхищались его устройством. Крыло разводного пролета не поднималось вверх и не отводилось в сторону, а «откатывалось» в сторону Крепостной улицы. Писали, что «в одну минуту, как по волшебству» оно исчезало и после прохода корабля вновь выдвигалось, ложась на прежнее место.
В 1888 году деревянная свайная часть моста была частично заменена дамбой. При этом в Выборге впервые применили бетонные блоки. В 1895 году износившийся механизм разводного пролета заменили, сделав его крыло поворачивающимся в горизонтальной плоскости на центральной опоре. При разводке моста для судоходства освобождались два пролёта по бокам от опоры. Таким образом, при разводке моста под ним одновременно могли проходить суда в двух направлениях навстречу друг другу. Северо-западная неразводная часть моста по-прежнему была на деревянных сваях. Опоры разводного пролёта были сложены из гранита.
В 1912 году в Выборге открылось трамвайное движение. По Абовскому мосту была проложена однопутная трамвайная линия с небольшим разъездом. В 1957 году трамвайное движение в Выборге было закрыто, однако трамвайные пути оставались на мосту ещё некоторое время.
В период Второй мировой войны мост был взорван.
В 1979—1980 годах Крепостной мост был полностью перестроен. Вместо старого деревянного построен новый железобетонный свайный мост. Разводной пролёт, в связи с переносом фарватера Сайменского канала в Гвардейский пролив, в конструкции предусмотрен не был.
Мост МоисеяВ Голландии, ну а точнее в Хальстерене существует достаточно интересное сооружение, то есть водный мост, предназначенный для людей, кот... |
![]() Мегамост в БангкокеВ Бангкоке, печально известном бесконечными дорожными пробками, с середины 90-х гг. XX в. началась реализация ряда масштабных проектов по ... |
Уникальные мосты мираВ мире немало узнаваемых сооружений, среди которых есть уникальные мосты. Данное инженерное изобретение упрощает нашу жизнь, к тому же симво... |
Старинные мосты РимаПомимо основных достопримечательностей, в Риме хватает и других интересных мест, например те же мосты. Конечно, кто-то удивится, но именно р... |
![]() Виадук Мийо (le Viaduc de Millau)Виадук Мийо (le Viaduc de Millau) — это автодорожный мост, который проходит через долину великолепной реки Тарн, что находится неподалёку ... |