Николаевский цепной мост

Мосты Европы - Мосты Киева

николаевский цепной мост

Объект: цепной мост через Днепр

Год постройки: 1848-55

Архитектурный стиль: английская готика

Расположение: недалеко от нынешнего моста Метро

Современное использование: взорван, ныне недалеко от Цепного моста - мост Метро

Открытие моста (стоимость проекта и строительных работ составили около трех с половиной миллионов рублей серебром) совпало с датой освящения памятника князю Владимиру и состоялось 27 сентября 1853 года. На работы и материал было затрачено 2 миллиона 350 тысяч рублей. Дополнительные работы обошлись в миллион рублей. Позволим себе обратиться к ещё более отдаленным временам.

В 1680 году по появлению царя Федора Алексеевича на месте, где позже возвели Цепной мост, возник временный плавучий (наплавной) Спасский мост. Извилистая дорога приводила к Спасской церкви. С 1702 году уже по указу императора Петра Великого мост стали наводить ниже, в непосредственной близости от Неводницкого холма между Печерским и Выдубицким монастырями.

Освящение Наводницкого моста происходило в торжественной обстановке, с непременным присутствием на церемонии представителей губернской администрации и Церкви, а также под бодрые выкрики зевак. Сегодня о былом существовании старого моста напоминает лишь название одной из улиц.

Зимой устраивалась специальная переправа через Днепр по льду. У берегов возводили деревянные сходни и съезды на лед, которые засыпали снегом. Переправа действовала до наступления первой оттепели. В дни, когда ожидалось начало ледохода солдаты особой роты пристально следили за тем, чтобы киевляне не рисковали жизнью, переходя реку по хрупкому льду. Провинившихся доставляли в участок и наказывали штрафом.

С развитием города всё острее ощущалась необходимость создания постоянного моста через Днепр, на то что в 1829 году обратил особое внимание император Николай Павлович царь напоминал об этом позже.

В 1839 году рассматривался проект моста, предложенный инженером П.П.Мельниковым, но был отклонен.

Такой же участи удостоился и проект А.Д.Готмана, созданный в 1844 году. Однако, тот же П.П.Мельников выступил в роли консультанта при рассмотрении проекта, предложенного талантливым английским архитектором Чарльзом де Виньолем.

30 августа 1848 года произошла закладка каменного моста через Днепр.

Постройка крупнейшего сооружения длиной в 365 саженей (776 метров) потребовала очень больших усилий. Общий вес сооружения достигал 100 тысяч пудов. Постоянное движение по мосту открылось лишь в 1855 году.

По высочайшему повелению императора Александра ІІ его нарекли Николаевским.

Полотно моста опиралось на пять каменных «быков», выложенных у основания гранитными глыбами. Верхние части опорных «быков» имели форму арок с башнями по бокам, выполненными в архитектуре средневековой английской готики. «Быки» соединялись между собой железными цепями, столь мощными, что вес отдельного звена составлял 12 пудов (192 кг). Все металлические части моста, изготовленные в Бирмингеме, с участием инженеров Фокса и Гендерсона, привезли на 16 кораблях в Одессу, а оттуда доставили на подводах, запряженных волами, в Киев.

В 1912 году в Предмостную слободку (ныне Гидропарк) проложили трамвайную линию. Мост оказался столь прочным, что мог выдержать нагрузки в три пуда на каждый квадратный фут или 310 тысяч пудов на всё сооружение.

До 1900 года мост имел разводную часть для пропуска мачтовых судов, приводимую в движение поворотным кругом при участии всего четырёх человек. Позже полотно моста несколько приподняли, фарватер реки углубили, и необходимость в разводной секции моста отпала.

Для ремонта и содержания объекта Городская Дума установила пошлины. За проведенную через мост корову – шесть копеек, за лошадь – девять…

В июле 1920 года белополяки взорвали один из пролётов моста. Разорванные цепи потянули за собой всё сооружение.

К восстановлению этой важной для города коммуникации приступили в конце 1921 года, однако проект капитальной реконструкции (по сути, нового сооружения) Е.О.Патон представил только в январе 1924 года. Каменные арки моста заменили металлическими, более высокими, пролёты приподняли, сохранив систему цепей.

1 мая 1925 года «старый» мост открыли, присвоив ему имя Евгении Бош.

18 сентября 1941 года, оставляя Киев, части Красной Армии взорвали мост имени Бош, который киевляне по привычке называли цепным, и проложенный за ним по направлению к Броварскому шоссе Русановский мост. Сегодня примерно на этом месте находится мост Метро.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Самые красивые мосты мира

Необычные мосты:

News image

Мост Миллениум (Гейтсхед)

Мост Тысячелетия (англ. Gateshead Millennium Bridge) — мост в Гейтсхеде (Северная Англия), пересекающий реку Тайн; первый в мире наклоняем...

News image

Мегамост в Бангкоке

В Бангкоке, печально известном бесконечными дорожными пробками, с середины 90-х гг. XX в. началась реализация ряда масштабных проектов по ...

News image

Мост Лупу

Шанхай — это своеобразный локомотив динамичного экономического развития Китая. Особенно наглядно об этом свидетельствуют районы города, ра...

Самые красивые мосты:

News image

Старинные мосты Рима

Помимо основных достопримечательностей, в Риме хватает и других интересных мест, например те же мосты. Конечно, кто-то удивится, но именно р...

News image

Подвесной мост Акаши-Кайкио Япония

Подвесной мост Акаши-Кайкио расположен в Японии. Этот мост известен тем, что имеет самые большие пролёты между опорами. Мост Акаши-Кайкио ...

Мосты Европы:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Мосты России:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Мосты Америки:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image