В ночь с 17 на 18 сентября 1941 г. командира 4-й дивизии войск НКВД полковника Федора Мажирина вызвал нарком внутренних дел Украинской ССР Сергиенко В.Т.
Как только комдив вошел в кабинет, нарком сказал:
- Товарищ Мажирин, по решению Ставки Верховного Главнокомандовання наши войска оставляют Киев, Вы назначаетесь комендантом города. В ваше распоряжение переходят все военные части НКВД, милиции, истребительные отряды. На протяжении ночи все защитники Киева должны отойти на Левый берег Днепра. С этой минуты Вы можете действовать в соответствии с обстановкой. Вам поручается взорвать мосты через Днепр. Помните, за каждый мост вы отвечаете головой!
Комендант Города... Вместе с должностью расширился и круг обязанностей и значительно усилилась ответственность за судьбу Киева. 18 сентября Мажирин Ф.М. позвонил командиру 227-го полка майору Baгину. Тот доложил, что утром гитлеровское командование бросило свои войска вдоль железной дороги Нежин-Киев, где оборону держала 3-я рота. Шесть часов она вела неравный бой с врагом. Из 3-й роты в живых не осталось почти никого. В боях во время обороны Киева смертью храбрых легли три четверти личного состава 227-го полка. Их стойкость и мужество помогли задержать фашистов на несколько суток и предоставить возможность вывести на Левобережье соединения и части Киевского укрепрайона. Этот бессмертный подвиг был достойно оценен лишь через через 56 лет Указом Президента Украины от 17 октября 1997 года: Первой отдельной бригаде внутренних войск МВД Украины, которая является наследницей 227-го полка, присвоено почетное наименование «Киевская».
Но вернемся к событиям 1941 года. День 19 сентября выдался необычно солнечным и теплым. Над Днепром чистое голубое небо. В 11 часов утра фашисты открыли ураганный огонь по юго-западным окраинам города, а затем осторожно подвинулись к мостам. Еще немного - и их нужно взрывать. Подрывщики ожидали сигнал комдива, а тот все медлил... Может, в последнюю минуту изменится обстановка?..
- Пора, Федор. Давай приказ! - сказал комиссар дивизии П.Коновалов. - Дозоры бьют тревогу. Они поднялись на песчаный холм, зашли в блиндаж.
- Давай зеленую! - сухо распорядился Мажирин.
Со своего наблюдательного пункта Мажирин увидел столб огня и дыма над железнодорожным мостом имени Г. И. Петровского. Центральные фермы рухнули в воду. Наводницкий деревянный мост был центральным, и основная масса арьергардных частей выходила на него. Военный инженер 3 ранга Финкельштейн А.А., отвечавший за уничтожение этой переправы, выжидал до последнего момента, стараясь пропустить последнюю группу отставших солдат. Лишь когда вражеские мотоциклисты вырвались на берег и открыли ураганный пулеметный огонь, инженер подал сигнал. Щедро политое смолой и бензином дерево вспыхнуло. Бойцы, охранявшие мост на правом берегу, отходили по уже горевшему настилу. Вслед за ними кинулись фашистские автоматчики. Саперы, дождавшись, когда наши бойцы ступили на землю, взорвали толовые шашки, привязанные к сваям, и пылающий мост обрушился в Днепр, под своими обломками похоронив вражеских солдат. И вот уже просто перед командным пунктом комдива на мосту имени Евгении Бош блеснула вспышка, и черный столб взрыва подбросил вверх изуродованные конструкции. Над Днепром повисло облако дыма и пыли.
Почти в этот же миг раздался взрыв на самом южном, Дарницком мосту. Разъяренные фашисты попытались с ходу форсировать реку. Меткий пулеметный огонь с левого берега отбросил их.
Мажирин связался с командиром 87-й стрелковой дивизии, чтобы согласовать дальнейшие действия. Частям арьергарда, в которые входили части 87-й стрелковой дивизии, железнодорожники 31-го мостового батальона 25-й железнодорожной бригады, поддерживаемые огнем бронепоездов № 31, 34 и 66 внутренних войск НКВД, было приказано держаться до наступления темноты, а затем отходить в общем направлении на Борисполь.
Из доклада штаба Юго-Западного фронта начальнику штаба главного командования Юго-Западного направлений о состоянии охраны и обороны переправ через р. Днепр
Переправы №№ 6, 7, 8, 9 и 10 – киевские мосты :
Переправа № 6 у Воскресенская сл. – ж.-д. мост им. Петровского. Мост подготовлен для пропуска танков и механического транспорта. Охрана 100 чел. 56 ждп. Вооружена: два станковых пулемета, три ручных пулемета, 2000 гранат, 85 активных винтовок. Комендант – капитан Гондельбер.
Переправа № 7 у Никольская Слобода состоит из двух мостов:
а) мост Евгения Бош – охрана 100 чел. 56 ждп. Вооружены: два станковых пулемета, три ручных пулемета, 85 активных винтовок, 200 гранат;
б) мост Русановский – охрана 60 чел. 56 ждп. Вооружение: два станковых пулемета, мототанкер и мотолодка. Начальник охраны – командир 2 б-на 56 ждп. Комендант – полковник Кузмин – 17 понтонного полка.
Переправа № 8 у Предмостная, мощный понтонный мост. Охрана – рота понтонеров 1 понт. полка. Комендант – подполковник Федоров – 17 понт. полка.
Переправа № 9 – наводницкий мост. Охрана моста 80 человек 56 ждп. Вооружение: 2 станк. Пулемета, 3 ручн. пулемета, 60 активных винтовок, 1800 гранат, одна мотолодка.
Комендант – ст. лейтенант Ивницкий от 17 понт. полка.
Переправа № 10 – дарницкий ж.-д. мост, приспособлен для движения механического транспорта. Охрана 100 человек 56 ждп. Вооружение: два станк. пулемета, три ручн. пулемета, 35 активных винтовок, 260 гранат. Начальник охраны моста – нач. штаба 2 батальона 56 ждп. Комендант – майор Тихонов – Инжуправления.
Районы переправ 6, 7, 8, 9, 10 имеют окопы для круговой обороны частей охраны.
(Ф. 229, оп. 9776с, д. 75, лл. 33-38. Незаверенная машинописная копия)
Читайте: |
---|
Самые необычные в мире мостыНеобъяснимо, но такие огромные и разнообразные по своему строению сооружения, как мосты, вызывают у людей интерес и восхищение. Даже, когда ... |
Мост МоисеяВ Голландии, ну а точнее в Хальстерене существует достаточно интересное сооружение, то есть водный мост, предназначенный для людей, кот... |
Мост Миллениум (Гейтсхед)Мост Тысячелетия (англ. Gateshead Millennium Bridge) — мост в Гейтсхеде (Северная Англия), пересекающий реку Тайн; первый в мире наклоняем... |
Мост Лейтенанта Шмидта (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)«Днем он кажется прозрачным, а при полуночном освещении является громадной массой, спаивающей между собою два города». Длина —331,0 м, ... |
История Акаси-КайкёМост Акаси-Кайкё (Akashi-Kaikyo), также известный как Pearl Bridge, самый длинный подвесной мост в мире. Он пересекает пролив Акаси и соед... |