Ново-Каменный мост

Мосты России - Мосты Санкт-Петербурга

ново-каменный мост

Ново-Каменный мост пересекает Обводной канал по оси Лиговского проспекта. Известно, что первый деревянный мост возник здесь в конце 1800-х годов, возведение которого было осуществлено наряду с работами по прокладке самого Обводного канала, производимыми под руководством  инженера Ф. И. Герарда. Основной функцией выстроенного моста-акведука, названного Ямским водопроводным по близлежащей Ямской слободе, являлся свободный пропуск самотечных вод Лиговского канала, уровень которых был значительно выше Обводного.

После того, как в 1814 году руководство строительством Обводного канала было поручено инженеру П. П. Базену, Ямской мост по его проекту был перестроен в 1816 – 1821 годах, вследствие чего он стал однопролетным акведуком, длиною в 25,6 метров. Мостовое отверстие этого сооружения было перекрыто сильно пологим гранитным сводом, обладающим  деревянными водопроводными руслами, предназначенными для пропуска вод Лиговского канала.

Очередная перестройка данного моста произошла в 1846 – 1848 годах, по проекту инженера путей сообщения А. Н. Еракова. Нужно отметить, что личность этого человека была весьма колоритна и являлась одной из центральных фигур литературно-музыкальной общественной жизни Петербурга. Ераков был закадычным другом именитых писателей, и более того, сам не дурно литераторствовал. Его супругой и одновременно музой была сестра Н. А. Некрасова, возможно именно с ее помощью Ераков стал одним из талантливейших инженеров, разработавших Николаевскую железную дорогу.

Итак, новый акведук, возведенный по проекту Еракова, состоял из гранита и кирпича, а называться стал Ново-Каменным. В длину это мостовое сооружение занимало 42,7 метра. Потоки Лиговского канала пущены были теперь по открытому лотку, расположенному вдоль оси моста, а так же по гранитным резервуарам, имевшимся непосредственно на берегах канала. Ново-Каменный мост стал однопролетным сооружением, арочной системы, имевшим четыре гранитные лесенки, предназначенные для спуска к воде. Выносные тротуары, огражденные чугунными перилами на металлических кронштейнах, были выполнены так же из гранита.

Дальнейшие перестройки и ремонтные работы, имевшие место в 1862, 1872 и 1874 годах, не принесли существенных изменений ни в конструкцию Ново-Каменного моста, и в его внешний облик. В 1895 году, когда Лиговский канал на участке от Таврического сада до Обводного канала, заключили в трубу, водяной лоток у моста перекрыли за ненадобностью. Гранитные бассейны, расположенные на берегу были демонстрированы много позднее, лишь в начале 20-го столетия. Одновременно с этим на Ново-Каменном мосту были установлены новые оградительные перила с рисунком, в основе которого главным акцентом стал традиционный узбекский орнамент, явившись проявлением эклектического стиля в декоре этого строения.

В 1950-х годах, когда интенсивность жилого строительства в южных районах советского Ленинграда возросла,  Ново-Каменный мост стал не справляться со своими функциями, значительно затрудняя пропуск автотранспорта. Объяснялось это довольно просто - ширина моста была всего 14 метров, пять из которых занимали трамвайные пути. Сложное положение усугублялось еще и тем, что по набережной Обводного канала проходила магистраль, по которой следовал транзитный большегрузный транспорт. Все эти неудобства вызывали необходимость в организации транспортной развязки на пересечении этих трасс.

Таким образом, в 1967 году архитектором Л. А. Носковым и инженером А. Д. Гутцайтом был создан проект транспортного комплекса, по которому помимо нового моста была  предусмотрена двухъярусная набережная и туннель, расположенный на северном берегу, непосредственно пол Лиговским проспектом. Новая планировка набережных привела к сдвигу оси русла канала практически на 7 метров. Разработанный проект под руководством инженера Н. П. Агапова был притворен в жизнь в 1968 – 1970 годах, после чего Ново-Каменный мост стал современным однопролетным железобетонным сооружением с шириною, равною ширине Лиговского проспекта. Такая новая ширина моста с легкостью позволила обеспечить трехрядное автомобильное движение в каждом направлении. Помимо этого на мосту беспрепятственно разместились трамвайные пути, уложенные  в специальное корыто и пешеходные тротуары, шириною до 6-ти метров. Сам Ново-Каменный мост, стены набережных, спуски к воде и парапеты туннеля облицевали гранитом. Ограждения моста сделали металлическими, с незатейливым и довольно невыразительным узором, по сравнению, например с решетками 19 века. Длина моста, не включая туннель, составила 38,2 метров, а ширина – 44,8 метра.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Самые красивые мосты мира



Необычные мосты:

News image

Мост Лупу

Шанхай — это своеобразный локомотив динамичного экономического развития Китая. Особенно наглядно об этом свидетельствуют районы города, ра...

News image

Мост над горным ущельем

Мост Нью-Ривер над глубоким ущельем в холмистом районе Западной Вирджинии — настоящий шедевр инженерного искусства. На момент завершения с...

News image

Природные мосты для диких животных

На протяжении многих лет люди постоянно нарушали природное равновесие, но если раньше это было не так заметно, то с развитием прогресса у лю...

Самые красивые мосты:

News image

Мост Лейтенанта Шмидта (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)

«Днем он кажется прозрачным, а при полуночном освещении является громадной массой, спаивающей между собою два города». Длина —331,0 м, ...

News image

Le Viaduc de Millau

Виадук Мийо (le Viaduc de Millau) — вантовый автодорожный мост, проходящий через долину реки Тарн вблизи города Мийо (Франция). Авторами п...

Мосты Европы:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Мосты России:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Мосты Америки:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image