Ново-Каменный мост

Мосты России - Мосты Санкт-Петербурга

ново-каменный мост

Ново-Каменный мост пересекает Обводной канал по оси Лиговского проспекта. Известно, что первый деревянный мост возник здесь в конце 1800-х годов, возведение которого было осуществлено наряду с работами по прокладке самого Обводного канала, производимыми под руководством  инженера Ф. И. Герарда. Основной функцией выстроенного моста-акведука, названного Ямским водопроводным по близлежащей Ямской слободе, являлся свободный пропуск самотечных вод Лиговского канала, уровень которых был значительно выше Обводного.

После того, как в 1814 году руководство строительством Обводного канала было поручено инженеру П. П. Базену, Ямской мост по его проекту был перестроен в 1816 – 1821 годах, вследствие чего он стал однопролетным акведуком, длиною в 25,6 метров. Мостовое отверстие этого сооружения было перекрыто сильно пологим гранитным сводом, обладающим  деревянными водопроводными руслами, предназначенными для пропуска вод Лиговского канала.

Очередная перестройка данного моста произошла в 1846 – 1848 годах, по проекту инженера путей сообщения А. Н. Еракова. Нужно отметить, что личность этого человека была весьма колоритна и являлась одной из центральных фигур литературно-музыкальной общественной жизни Петербурга. Ераков был закадычным другом именитых писателей, и более того, сам не дурно литераторствовал. Его супругой и одновременно музой была сестра Н. А. Некрасова, возможно именно с ее помощью Ераков стал одним из талантливейших инженеров, разработавших Николаевскую железную дорогу.

Итак, новый акведук, возведенный по проекту Еракова, состоял из гранита и кирпича, а называться стал Ново-Каменным. В длину это мостовое сооружение занимало 42,7 метра. Потоки Лиговского канала пущены были теперь по открытому лотку, расположенному вдоль оси моста, а так же по гранитным резервуарам, имевшимся непосредственно на берегах канала. Ново-Каменный мост стал однопролетным сооружением, арочной системы, имевшим четыре гранитные лесенки, предназначенные для спуска к воде. Выносные тротуары, огражденные чугунными перилами на металлических кронштейнах, были выполнены так же из гранита.

Дальнейшие перестройки и ремонтные работы, имевшие место в 1862, 1872 и 1874 годах, не принесли существенных изменений ни в конструкцию Ново-Каменного моста, и в его внешний облик. В 1895 году, когда Лиговский канал на участке от Таврического сада до Обводного канала, заключили в трубу, водяной лоток у моста перекрыли за ненадобностью. Гранитные бассейны, расположенные на берегу были демонстрированы много позднее, лишь в начале 20-го столетия. Одновременно с этим на Ново-Каменном мосту были установлены новые оградительные перила с рисунком, в основе которого главным акцентом стал традиционный узбекский орнамент, явившись проявлением эклектического стиля в декоре этого строения.

В 1950-х годах, когда интенсивность жилого строительства в южных районах советского Ленинграда возросла,  Ново-Каменный мост стал не справляться со своими функциями, значительно затрудняя пропуск автотранспорта. Объяснялось это довольно просто - ширина моста была всего 14 метров, пять из которых занимали трамвайные пути. Сложное положение усугублялось еще и тем, что по набережной Обводного канала проходила магистраль, по которой следовал транзитный большегрузный транспорт. Все эти неудобства вызывали необходимость в организации транспортной развязки на пересечении этих трасс.

Таким образом, в 1967 году архитектором Л. А. Носковым и инженером А. Д. Гутцайтом был создан проект транспортного комплекса, по которому помимо нового моста была  предусмотрена двухъярусная набережная и туннель, расположенный на северном берегу, непосредственно пол Лиговским проспектом. Новая планировка набережных привела к сдвигу оси русла канала практически на 7 метров. Разработанный проект под руководством инженера Н. П. Агапова был притворен в жизнь в 1968 – 1970 годах, после чего Ново-Каменный мост стал современным однопролетным железобетонным сооружением с шириною, равною ширине Лиговского проспекта. Такая новая ширина моста с легкостью позволила обеспечить трехрядное автомобильное движение в каждом направлении. Помимо этого на мосту беспрепятственно разместились трамвайные пути, уложенные  в специальное корыто и пешеходные тротуары, шириною до 6-ти метров. Сам Ново-Каменный мост, стены набережных, спуски к воде и парапеты туннеля облицевали гранитом. Ограждения моста сделали металлическими, с незатейливым и довольно невыразительным узором, по сравнению, например с решетками 19 века. Длина моста, не включая туннель, составила 38,2 метров, а ширина – 44,8 метра.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Самые красивые мосты мира

Необычные мосты:

News image

Мост Акаси-Каике

Япония расположена в зоне высокой сейсмической активности, и тем не менее именно в этой стране в 1998 г. был построен самый длинный (на мо...

News image

Мост над горным ущельем

Мост Нью-Ривер над глубоким ущельем в холмистом районе Западной Вирджинии — настоящий шедевр инженерного искусства. На момент завершения с...

News image

Самые необычные в мире мосты

Необъяснимо, но такие огромные и разнообразные по своему строению сооружения, как мосты, вызывают у людей интерес и восхищение. Даже, когда ...

Самые красивые мосты:

News image

Муромский поющий мост самый красивый в РФ

В онлайн-конкурсе на звание самого красивого моста России победил мост-канал через реку Оку, расположенный в городе Муром. На протяжен...

News image

Акаси-Кайкё, Япония

Мост Якасаки-Кайкё, также известный, как Жемчужный мост в Японии был закончен в 1998 году и является самым длинным висячим мостом в мире (...

Мосты Европы:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Мосты России:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Мосты Америки:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image