Великий мост породил Новгородскую республику

Мосты России - Мосты Новгородской области

великий мост породил новгородскую республику

Поиски изначального Великого новгородского моста через Волхов, который соединил две части города, привели археологов к целому ряду открытий и одной глобальной проблеме. О ходе работ на дне реки ученые рассказали корреспонденту Infox.ru.

Великий Новгород делится Волховом на Софийскую сторону (по храму Софии), на которой находится Детинец (Новгородский кремль), и Торговую сторону, на которой когда-то располагались Торг, вечевая площадь, а сейчас остались храмы XII—XVI веков — Иоанна на Опоках, Успения на Торгу, Пятницкая на Торгу, Николо-Дворищенский собор, церковь Георгия на Торгу, церкви Прокопия и Жен-Мироносиц.

В отличие от большинства древнерусских городов в Новгороде река полностью не замерзает. Поэтому новгородцам изначально пришлось строить постоянный, а не летний (наплавной) мост. Впервые в письменных источниках Великий мост, соединивший Торг и Детинец, достоверно упоминается в 1133 году. «Великим» его впервые называют в XII веке. Мост изначально жил активной жизнью: здесь торговали, с моста казнили, мост часто становился местом настоящих сражений противоборствующих Софийской и Торговой сторон города.

Новгородские археологи несколько лет пытаются найти древнейший мост. Научное руководство экспедицией осуществляет глава Новгородского центра по организации и обеспечению археологических исследований древности Сергей Трояновский, руководство подводными работами осуществлял председатель Новгородской областной федерации подводной деятельности Айвар Степанов. Сами подводные раскопки проводились средствами петербургской водолазной фирмы ЗАО «Искатель», где Степанов трудится в качестве водолазного специалиста.

Мосты как res publica

Поиски первоначального Великого моста начались в ходе проекта «Мосты как res publica». Эта идея выдвинута петербургским историком Олегом Хархординым. Суть ее в том, что изначальный термин «республика» нужно не понимать не как «общее дело», а рассмотреть другой вариант перевода — «общие вещи». Кстати, именно такой вариант встречается в древнерусских кормчих книгах — «людские вещи», «градские вещи». И именно тот факт, что в городе появляются определенные вещи, забота о которых лежит на всех горожанах (мосты, мостовые — в Новгороде деревянные мостовые появились изначально, с Х века), а не на конкретных «олигархах», приводит к образованию республиканского строения общества — Новгородской республики.

Что удалось найти

За три сезона работ успех весьма значителен. Уже поднято со дна множество старинных вещей. Они подтверждают: Великий мост в чем-то был сродни московскому Арбату — здесь стояли лавки, на которых торговали всякой всячиной. А если судить по некоторым находкам, ту же ювелирку прямо здесь и производили. Кроме того, найдены достаточно много опор, ряд плах из которых дендрохронологически датируется XIII—XIV веками, и несколько дубовых опор, которые можно датировать при помощи радиоуглеродного метода XII веком.

Изогнутая проблема

Собственно, здесь археологи подошли к одной важной проблеме, которую предстоит решить: почему на планах Новгорода начиная с XVII века (а первый план составлен шведскими оккупантами в начале XVII века) мост изогнутый. Пока что команда Степанова и Трояновского придерживается версии, что изначально мост, соединявший две стороны Новгорода, был прямой, но с расширением территории Детинца главный выезд с Софийской стороны к Волхову сместился вниз по течению, а выезд с Торговой остался на прежнем месте. Поэтому мост на середине течения «изогнули». Чтобы подтвердить свою теорию, археологам необходимо найти опоры первоначального моста и реконструировать всю его трассу.

Новые погружения планируются зимой 2009 года.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Самые красивые мосты мира

Необычные мосты:

News image

Использование домашней аппаратной косметологии

Каждая девушка желает иметь прекрасный внешний вид, однако, далеко не всегда можно найти время и средства на посещение салонов красоты. В св...

News image

Мост через пролив Эресунн

Расстояние между столицей Дании — Копенгагеном и побережьем Швеции по морю составляет всего 15 км. В давние времена, в XVII—XVIII вв., вод...

News image

Мост Заким

В ходе решения сложных инженерных задач нередко рождаются настоящие шедевры архитектуры. Так было и в случае с заменой двухуровневого мост...

Самые красивые мосты:

News image

Мост «Золотые Ворота» Сан-Франциско

Строительство Моста Золотые Ворота в Сан-Франциско было закончено после больше чем четырех лет строительства, стоимость моста составляла 3...

News image

Le Viaduc de Millau

Виадук Мийо (le Viaduc de Millau) — вантовый автодорожный мост, проходящий через долину реки Тарн вблизи города Мийо (Франция). Авторами п...

Мосты Европы:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Мосты России:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Мосты Америки:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image