Первый железнодорожный мост через Обь

Мосты России - Мосты Новосибирска

первый железнодорожный мост через обь

Первый железнодорожный мост через Обь — железнодорожный мост в месте пересечения главного хода Транссибирской магистрали с Обью. Построен в 1893—1897 гг. по проекту Н. А. Белелюбского. Место мостового перехода выбрано Н. Г. Гариным-Михайловским. Считается, что именно решение о начале постройки моста в районе села Кривощёковского явилось моментом основания города Новосибирска.

Выбор места перехода через Обь

Выбор места перехода Транссибирской магистрали через Обь оказался сложной задачей. Первоначальный проект, предусматривавший прохождение железной дороги через Томск, требовал сооружения моста в месте, где Обь широко разливалась каждую весну. Требовалось определить новый участок. Эта работа была выполнена Н. Г. Гариным-Михайловским (известным не только как железнодорожный инженер, но и как писатель), который предложил единственный достаточно узкий участок с выходом скал на поверхность, но требовавший проложить магистраль значительно южнее первоначально намеченной трассы.

В конце августа 1891 года, когда в Большом Кривощековском селе состоялось выездное совещание, в котором приняли участие три крупных имперских чиновника: начальник Управления по сооружению железных дорог МПС К. Я. Михайловский, действительный статский советник, генерал В. И. Березин (будущий подрядчик) и командира изыскательского отряда Викентий-Игнаций Роецки. Они на месте рассмотрели гидрографические материалы, которые представил Роецки, и приняли окончательное решение рекомендовать линию пересечения Оби по местному броду для скота. Так было определенно место под строительство первого железнодорожного моста через Обь в районе села Кривощековское.

Строительство и первоначальная конструкция моста

Мост через Обь у села Кривощёково на 1328-й версте Западно-Сибирской дороги строился по проекту профессора Николая Аполлоновича Белелюбского, выдающегося инженера-строителя и учёного в области строительной механики.

Мост имеет девять пролётов. Пролёты лежат на каменных опорах из местного гранита, заложенных на гранитном ложе реки.

Н. А. Белелюбский в верхнем строении моста применил полупараболические фермы с опорной стойкой и одним криволинейным поясом, с двухраскосной системой решётки ферм. Двухраскосная система ферм, обладая высокой жёсткостью, уменьшает длину панели и облегчает вес частей моста, а присутствие опорной стойки в ферме упрощает устройство опорного узла и опорной рамы и облегчает конструирование сопряжений опорной поперечной балки с фермами. Кроме того, Н. А. Белелюбский внёс усовершенствование в конструкцию моста, заключающееся в устройстве «свободной проезжей части». Эта система стала известна в мировой практике мостостроения как «русская система».

Стальные конструкции мостовых ферм общим весом в 4423 тонны (270 тыс. пудов) были изготовлены на Урале, на Воткинском заводе, под руководством подрядчика инженера В. И. Березина. Фермы возвышаются над меженным (низким) горизонтом Оби на 17 м. Мост строился 4 года и стоил около 2 млн рублей. В 1896 году проведено испытание моста, по которому прошли 4 паровоза, а 31 марта 1897 года он был открыт для движения.

Начальником работ по постройке моста был инженер Г. М. Будагов. Он с благодарностью вспоминал время своего сотрудничества с Н. Г. Гариным-Михайловским при строительстве дороги, моста и станции: «Деятельность нашего остроумного, талантливого человека и превосходного товарища Николая Георгиевича Михайловского… делала всю внутреннюю жизнь строителей, их работу как-то особенно красочной и приятной».




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Самые красивые мосты мира

Необычные мосты:

News image

Использование домашней аппаратной косметологии

Каждая девушка желает иметь прекрасный внешний вид, однако, далеко не всегда можно найти время и средства на посещение салонов красоты. В св...

News image

Мост Гантер

По мнению многих современных архитекторов и инженеров, «форма должна следовать за функцией»; именно этим оправдывается появление сооружени...

News image

Мост Нормандия

По сравнению с другими инженерными сооружениями мосты обладают особой притягательностью. Они постоянно находятся в поле зрения множества л...

Самые красивые мосты:

News image

Мост Конфедерации

Мост Конфедерации имеет длину приблизительно в 13 километров, включая все подъездные пути в нему. Этот мост объединяет остров Принца Эдуар...

News image

Мост Султана Мехмеда Фатиха

Мост Султана Мехмеда Фатиха – второй мост через Босфор (после Ататюркского моста). Строительство данной конструкции было начато в 1985 год...

Мосты Европы:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Мосты России:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Мосты Америки:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image